В настоящее время роль психологии в решении практических задач
на производстве, в системе здравоохранения и народного образования постоянно возрастает,
всё более актуальными становятся и исторические аспекты развития психологической
науки. Назрела необходимость обращения к прошлому психологии для того, чтобы более
адекватно оценить возможности этой науки на современном этапе и в будущем в осуществлении
различных задач.
Особое положение истории психологии заключается в том, что она представляет
такую систему знаний, которая охватывает собою вопросы философии и методологии,
вопросы естественнонаучных основ психических явлений и структуру собственно психологических
знаний. История психологии выполняет функцию междисциплинарных связей, раскрывающую
процесс взаимного влияния психологии и других наук в ходе их развития.
История возникновения представлений о психике имеет большое значение
для развития самой психологической науки, являясь её как бы самосознанием и рефлексией,
аппаратом самоконтроля и самопознания. Изучения истории можно рассматривать как
лучшую школу теоретического мышления. Без истории возникновения представлений о
психике не может быть создана какая-либо строгая психологическая теория.
История возникновения психологии как науки является основой для формирования
у психолога системы оценочных суждений, основанием для создания эталонной шкалы,
служащей мерой и точкой отсчёта при оценке различных течений, направлений и взглядов
в психологии.
Вполне очевидно образовательное и воспитательное значение изучения
эволюции взглядов о душе. Оно способствует формированию у человека общего взгляда
на мир и отношение к нему, расширяет его общий и профессиональный кругозор.
Заключая краткую характеристику значения истории возникновения представлений
о психике необходимо подчеркнуть, что направление и степень полноты, с которой могут
быть реализованы перечисленные выше функции историко-психологического значения,
определяется в первую очередь научными приёмами описания, интерпретации и оценки
развития науки.
|