Мировая практика свидетельствует, что в зависимости от размеров душевого ВВП разные государства так или иначе обеспечивают поддержание минимальных денежных доходов и их определенное соотношение с доходами высокообеспеченных слоев. Развитые государства, как правило, устанавливают более высокие уровни минимальных денежных доходов, стремясь сочетать реализацию целей развития с не очень резким социально-экономическим неравенством. Развивающиеся государства и страны с переходной экономикой из-за низких размеров душевого ВВП, как правило, имеют более низкие минимальные денежные доходы и, чтобы не допустить увеличения социальной напряженности, тоже вынуждены сдерживать рост неравенства. В нашей стране его уровень очень высок, а ПМ не соответствует средним по мировым меркам размерам душевого ВВП. Отсюда – низкая покупательная способность населения и недостаточная емкость внутренних потребительских рынков.
Государственные гарантии по минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) будут социально справедливыми, если обеспечат равные возможности для минимального потребления в субъектах Федерации. Соответственно МРОТ должен быть не общефедеральным социальным нормативом, а региональным. На российском Севере действуют районные коэффициенты к заработной плате, законодательно утвержденные еще в СССР. Они устанавливались в то время, когда стоимость жизни во всех частях страны была примерно одинаковой, и поэтому и рассчитывались в основном с учетом дискомфортности проживания в тяжелых прирдно-климатических условиях северных территорий, из-за чего людям приходится нести существенные дополнительные расходы. Такого рода затраты не входят в ПМ и должны компенсироваться путем выплаты фиксированных сумм.
Стоимость потребительской корзины, лежащей в основе установления прожиточного минимума, по субъектам Федерации различается в разы. Поэтому граждане с одинаковыми доходами в одном регионе РФ попадают в категорию бедных, а в другом – нет. Региональные диспропорции не позволяют справедливо выравнять доходы населения посредством социальной защиты.
Единые для всей страны государственные минимальные социальные гарантии (минимальные пенсии, пособия, МРОТ и др.), актуальные главным образом для малоимущих граждан, существенно различаются по потребительским возможностям в зависимости от региона проживания. Поэтому для малоимущих жителей регионов с высоким и средним уровнями ПМ реализуемые государственные гарантии малоэффективны.
|