Появление древних представлений об окружающем мире связано с
анимумом (от латинского “anima” – душа, дух) – верой в скрытый за видимыми вещами
сонм духов как особых “агентов”, которые покидают человеческое тело с последним
дыханием, а по некоторым учениям (например, знаменитого философа и математика Пифагора),
являясь бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Древние греки
называли душу словом “псюхе”. Оно и дало имя психологии.
Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой,
существовавшей в VII-VI вв. до н.э. Её представителями были Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен. Им первым принадлежит заслуга в выделении психики или “души” из материальных
явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи
и явления окружающего мира характеризуются единством своего происхождения. Материальное
и духовное, телесное и психическое по своей первооснове едины; различие между ними
заключается в состоянии, проявлении и выражении этого первоначала. Различие же между
взглядами учёных этой школы состояло в том, какой вид конкретной материи принимал
каждый из этих философов за первооснову мироздания (Фалес – воду, Анаксимандр –
“апейрон”, Анаксимен – воздух).
Революцией в умах стал переход от анимизма к гиноизму (от греческого
слова “Hyle”, означающего вещество, материя и “zoe” – жизнь). Космос мыслился отныне
изначально живым. Границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Гилозоизм
впервые поставил душу под общие законы естества. Гилозоисту Гераклиту космос явился
в образе “вечно живого огня”, а душа – это образ его искорки. Гераклитом было дано
не только общее представление о “психике” и её природе, он также попытался выделить
и охарактеризовать отдельные стороны души (познавательные и побудительные силы,
влечение, потребности, чувства).
Вопросы о природе души, её внешней обусловленности ставились в древнее
время также представителями медицины. Крупнейший врач и философ античной эпохи Алкмеон
(VI – V вв. до н.э.) первым связал психику с работой головного мозга и первой системы
в целом (принцип первизма). Алкмен предположил наличие психики у человека и животных.
От животных человек отличается разумом, а анотомически – объёмом и строением мозга
и органов чувств.
Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.), крупный философ и врач древности,
в качестве носителя душевных, психических функций, рассматривал кровь, а органом
души считал сердце, а не мозг.
Афинский философ Анасагор (500-428 гг. до н.э.) за основу мира принимал
не стихии, а дробные частицы. Это уже предпосылка зарождения анатомического направления
в философии и психологии. Анаксагор продолжил изучение восприятия и ощущения, начатое
Алкмеоном и Элепедоклом, однако он выдвигает не закон подобия, а принцип противоположности.
Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) вошёл в историю
как основоположник дифференциально-психологического подхода к изучению людей, выделил
четыре типа темперамента и характера. Причиной такой дифференциации Гиппократ считал
пропорцию, в которой смешаны в организме различные “соки” (кровь, желчь, слизь).
Подлинным основателем атомистического направления принято считать
Демокрита (460 – 370 гг. до н.э.). Он впервые высказал мысль, что в результате соединения
атомов возникает всё, включая самого человека. Душа животных и человека телесной
природы и состоит из атомов особого рода, отличающихся своей формой и чрезвычайной
подвижностью. Если душевных атомов в организме становится слишком мало, наступает
смерть. Разграничив отдельные стороны души, Демокрит пытается более полно раскрыть
природу, условия и механизмы возникновения ощущения, восприятия, мышления эмоций,
тем самым начав причинное объяснение психических процессов.
|