В V-VII вв. до н.э. материалистическому направлению в древнегреческой
философии начинает противостоять идеалистическое течение, родоначальником которого
является Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) и Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Сократ
полагал, что природа, человек и его душа даны от бога. По сравнению с животными
бог дал человеку более совершеннейшее строение и душевные способности. В основе
душевной деятельности лежат не ощущения и восприятие, навязываемые человеку извне,
а понимание, выражающееся в пробуждении, оживлении и припоминании знаний, изначально
заложенных в самой душе. Для успешного приобретения знаний человек должен обладать
известными способностями (быстрота схватывания, прочность запоминания и интерес).
Сократ впервые подчеркнул ведущее значение активности самого субъекта, его способности
управлять собой в соответствии с социально-экономическими понятиями и принципами.
В более развёрнутом виде идеи Сократа были представлены у его ближайшего
ученика и последователя Платона. Основное положение Платона заключается в признании
в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей. Душа человека, по
его мнению, не зависит от тела. Она бессмертна и может переселяться из одного тела
в другое. Покидая смертное тело, души не всех людей полностью освобождаются от телесных
элементов, поэтому существует целая иерархия различных по уму людей.
У человека Платон выделял два уровня души – высший и низший. Высший
уровень представлен разумной частью души, её временным пристанищем является головной
мозг. Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями – низшая благородная
часть и низкая возделеющая душа. Первая помещается в области сердца; с ней связаны
воля, мужество, храбрость и т.п. Локализация второй в печени; она включает сферу
потребностей, влечений и страстей.
Люди различались Платоном по признаку преобладания у них той или
другой части души.
Служившиеся трудности и противоречия в понимании природы психического,
которые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой –
из учения о душе Платона, удалось преодолеть ближайшему ученику Платона Аристотелю
(384 – 324 гг. до н.э.). Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него
источником знания, но организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность.
“Правильно думают те, - говорил Аристотель своим ученикам, - кому представляется,
что душа не может существовать без тела и не может существовать без тела и не является
телом.” ”Душу от тела отделить нельзя.”
Аристотелем было открыто и изучено множество конкретных психических
явлений. Ощущения и восприятия он выделил как исходные формы познавательной деятельности,
на основе которых вырастают более сложные формы психологического. Аристотель указал
пять основных вида чувствительности: зрение, вкус, слух, обоняние и осязание.
Близким к учению Аристотеля являются взгляды стоиков (III в. до н.э.
– IV в. н.э.), которые считали все явления космоса едиными по происхождению. В основе
своей душе человека, по мнению стоиков, материальна и едина, хотя может проявляться
в различных способностях. Стоикам принадлежит заслуга в установлении единства и
неразрывности мышления и языка.
Известный древнеримский мыслитель, видный представитель древней медицины
Гален (130 – 200 гг. до н.э.) считал, что все функции души, начиная от ощущений
и, кончая индивидуальным разумом, темпераментом и характером, имеют в своей основе
гуморально-мозговые процессы. Его психофизиология оставалась последним словом науки
вплоть до Нового времени.
Итак, заключая раздел о развитии представлений о психике в античную
эпоху, отметим, что древние мыслители сумели высказать множество догадок, выдвинуть
большой ряд принципиальных идей, которые оказали огромное влияние на последующие
открытия в психологии.
|