В период Средневековья философия и психология целиком находилась
под влиянием церкви и идеи божественного происхождения. В эпоху Возрождения, с началом
капиталистических отношений, психологическая мысль развивалась в направлении религиозного
раскрепощения и разработки и формулирования новых принципов и подходов объяснения
психики и поведения человека.
Среди крупных мыслителей Возрождения можно выделить Л. Вилла (1407
– 1457 гг.), П. Помпонацци (1462 – 1524 гг.), Л. Вивеса (1452 – 1540 гг.), Б. Телезио
(1508 – 1588 гг.). Все они утверждали, что в основе всего лежит природа, а человек
– часть её. Поэтому душа – это лишь проявление природы, а не нечто потустороннее.
Стремление и удовольствие – это требование природы, и поэтому человек должен не
ущемлять их, как тому учила церковь, а удовлетворять. Все психические явления есть
продукты работы первой системы и мозга. С разрушением и смертью тела исчезают и
все способности души. Первичными формами психического явления ощущения и чувства
(эмоции), которые с помощью ассоциаций по сходству и контрасту преобразуются в более
сложные психические структуры. Основным способом, с помощью которого открываются
человеку отдельные проявления его души, является внутренний опыт или самонаблюдение.
Почти никому из мыслителей эпохи Возрождения не удалось полностью
преодолеть традиции средневековой схоластики и богословия. Однако в целом их взгляды
подготавливали непосредственную почву для зарождения в Европе эмперической, интроспективной,
ассоциативной психологии.
|