Эмпиризм Ф. Бэкона в XVII в. заменил представление о ней как совокупности
психических явлений. Для этого и более позднего периода характерно обособление или
отрыв психического от физического, сведения мира психических явлений к замкнутой
системе фактов сознания, недоступных объективному наблюдению.
В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Открытия
в физиологии стимулировали рост психологического знания. Была открыта рефлекторная
дуга, “специфическая энергия нервов”, отделы головного мозга, скорость прохождения
импульса по нерву. Было установлено с опорой на экспериментальные и количественные
методы, что в этом психическом мире действуют собственные законы и причины. Это
создало почву для отделения психологии, как от физиологии, так и от философии. При
отсутствии знаний о телесном субстрате могут быть строго эмпирически открыты законы,
которым подвластны явления психики. Среди физиологов, открывших психическую причинность
можно назвать Э. Вебера (1795 – 1878 гг.), Г. Фехнера (1801 – 1887 гг.), Ф. Дондерса
(1818 – 1889 гг.), Г. Гельмюльца (1821 – 1894 гг.),Э Пфлюгера, Ч. Дарвина (1809
– 1882 гг.) и других. Опыты этих учёных подрывали принятые в те времена мнение о
тождестве психики и сознания. Была открыта психика у лягушки (при отсутствии сознания),
связь инстинктов и эмоциями. Врачи – гипнотизеры ещё раз доказали существование
бессознательной психики.
Концепция психологического параллелизма, согласно которой, психическое
и психологическое рассматривались как два независимых, но функционально соответствующих
ряда явлений, но функционально соответствующих ряда явлений, стала основой построения
экспериментальной психологии на Западе, одним из создателей которой являлся В. Вунд
(1832 – 1920 гг.). Вунд стал сторонником философии волюнтаризма (от латинского “волюнтас”
– воля) – философия, считающей волю внешним принципом бытия. Волевые акты были приняты
им за конечную причину процессов сознания и первичную духовную силу.
Великий русский физиолог И.М. Сеченов (1829 – 1905 гг.) указал на
сходство в строении психического и рефлекторного акта, открыл центральное торможение,
показал тем самым, что мышца является не только органом движения, но и познания.
С рождением экспериментальной психологии излюбленной темой её изучения
стали ассоциации. Если раньше своеобразие интеллектуальных процессов следствием
идей, мыслей, умственных операций (как актов сознания), то психолог Э. Торндайк
(1874 – 1949 гг.) на основе опытов выделил их в виде независимых от сознания двигательных
реакций организма. Используя “проблемные ящики” в экспериментах с кошками, он доказал
присущность смысловых процессов телесному поведению. Действия, ставшие автоматизированными
благодаря повторению, называли навыками.
Кузен Дарвина Ф. Гальтон (1822 – 1911 гг.) доказывает, основываясь
на множество факторов, что выдающиеся способности передаются по наследству; он впервые
вводит понятие “тест”. Задачей диагностики индивидуальных различий между людьми,
касающихся приобретение знаний и выполнение сложных форм деятельности, занялся А.
Бине (1857 – 1911 гг.). Его “коэффициент интеллекта” соотносил “умственный” возраст
с хронологическим. Таким образом, предметом анализа стали уже не элементы и акты
сознания, никому не неведомые кроме как субъекту, изощрившему своё внутреннее зрение,
а телесные реакции, изучаемые объективным методом.
|