В начале XIX столетия в психологии существовало множество конкурирующих
концепций и школ, которые, отстаивая свой собственный предмет, создали новые теоретические
конструкции и произвели революционные сдвиги по всему факту психологических исследований.
У истоков функционализма в США стоял Уильям Джеймс (1842 – 1910 гг.),
который указывал не служебную роль сознания во взаимоотношении организма со средой.
Согласно его концепции, первичными являются изменения в мышечной и сосудистой системах,
вторичными – вызванные ими эмоциональные состояния.
И.П. Павлов (1859 – 1963 гг.) и В.М. Бехтерев (1857 – 1927 гг.) в
рамках рефлексологии вводят понятие условного рефлекса. Это означает, что организм
приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий – внешних
и внутренних. Павлов на основе опытов открыл законы высшей нервной деятельности,
разработал понятие о сигнале, временной связи, подкреплении, торможении, дифференцировке,
управлении и др.
“Отцом” направления бихевиоризма (от английского “бихевиор” – поведение)
принято считать Д. Уотсана, который предлагал, исключив сознание, по экспериментальным
данным объяснять любые естественные формы поведения людей. Основой всего бихевиористы
считали законы научения.
Психоанализ во главе с З. Фрейдом (1856 – 1939 гг.) обнаружил за
покровом сознания мощные пласты неосознаваемых субъектом психических сил, процессов
и механизмов. Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу
энергия влечения. Со времён детства она определяет мотивационный ресурс личности.
Нововведением ученика З. Фрейда К. Юнга (1875 – 1961 гг.) было понятие
о “коллективном бессознательном” – дарованных предками психических явлений. Юнг
выделил два человеческих типа – экставертивный (обращённый вовне) и интравертивный
(обращённый вовнутрь).
А.Адлер (1870 – 1937 гг.), ещё один последователь Фрейда, выделил
как фактор развития личности чувство неполноценности, в котором скрывается источник
неврозов: ОНО (слепые иррациональные влечения), Я (эго) и сверх Я (уровень моральных
норм и запретов).
Французская школа утверждала созидающий характер взаимодействия индивида
с окружающей средой. П. Жане (1859 – 1947 гг.) ключевым принципом человеческого
поведения считал общение, в глубинах которого рождаются воля, память, мышление и
другие функции. В этой концепции прорисовывается изначальная социальность личности.
Гештальтизм (от “гешатальт” – форма, структура) утверждал приоритет
целостности структуры сознания, созидаемого динамикой познавательных структур. Группа
молодых учёных: М. Вертгеймер (1880 – 1943 гг.), В. Кёлер (1887 – 1967 гг.) и К.
Коффка (1886 – 1941 гг.) – открыли “инсайт” (усмотрение, озарение), “ага – переживание”;
доказали, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым
принципам организации гештальта, а не логики.
К. Левин (1890 – 1947 гг.) развил “теорию поля”, изображая личность
как “систему напряжений”. Личность перемещается в среде, одни районы которой её
притягивают, другие – отталкивают.
Если радикальный бихевиоризм утверждает формулу “стимул – реакция”,
то формула поведения необихевиоризма выглядит следующим образом: стимул (независимая
переменная) – промежуточные переменные – зависимая переменная (реакция). Э. Толмер
(1886 – 1959 гг.) в качестве среднего звена выделил недоступные прямому наблюдению
психические моменты (ожидания, установки, знания), К. Халл (1884 – 1952 гг.) – потребность
организма (пищевую, сексуальную и др.).
Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта
стал швейцарец Ж. Пиаже (1896 – 1980 гг.). Он открыл принцип эгоцентризма, который
царит над мыслью дошкольника; выделил 4 стадии в эволюции детской мысли. Исходным
моментом в развитии детской психики Пиаже признал реальные внешние действия ребёнка.
Лидером неофрейдизма принято считать К. Хорки (1885 – 1953 гг.),
который доказал, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями
ребёнка с родителями. Невроз – ничто иное как реакция на тревожность, извращения
и огрессивность есть результат невроза, а не причина его (по Фрейду). Неофрейдизм
был ориентирован на социокультурные факторы взамен биологическим.
К.Н. Карнилов (1879 – 1957 гг.) в рамках реактологии предложил основным
элементом психики считать реакцию, в которой объективное и субъективное неразделимы.
Л.С. Высотский (1896 – 1934 гг.) в структуре высших психических функций
(внимание, памяти, мышления и др.) ввёл особые регуляторы, а именно – знаки, создаваемые
культурой. Знак (слово) – это “психологическое орудие”, посредством которого строится
сознание. По Высотскому, развивается не отдельно взятая функция, но целостная система
функций. Переживание он назвал важнейшей “единицей” развития личности.
М.Я. Босов (1892 – 1931 гг.) предложил считать деятельность особой
структурой, состоящей из отдельных актов и механизмов. Психический образ, к чему
стремятся люди, подчиняет себе отдельные действия и переживания людей. Рубинштейн
попытался сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно
формируется в этом процессе.
Предельно сосредотачиваясь на одном из блоков психологии, различные
школы и направления создали огромную область научных знаний о психике.
|