В отношении алкоголиков в разные времена
применялись меры как репрессивного, так и лечебного воздействия, в зависимости
от степени культуры и взгляда на алкоголизм общества того времени.
Китайский император Ву-Вонг в 1220 г. до
нашей эры издал эдикт, согласно которому подвергались смертной казни все лица,
захваченные во время попойки. Конфуций в V веке и Будда в VI веке до нашей эры
категорически воспрещали потребление алкогольных напитков. В древней Индии
воздержание от алкоголя считалось обязательным не только для касты браминов, но
и для других сословий. Браминов, уличенных в пьянстве, заставляли пить из
раскаленного металлического сосуда горячее вино, кипяток, коровью мочу или
кипящее молоко до наступления смерти. Жена брамина, уличенная в пьянстве, изгонялась
из дому, а на лбу ее каленым железом выжигался сосуд, из которого пили вино.
Лиц, уличенных в пьянстве, поили расплавленным серебром, свинцом или медью.
Пророк Магомет запрещает пить вино, нарушавший его запрет свободный человек
подвергался 40 ударам палки, а раб — 80 ударам палки. Каждый римлянин имел
право убить свою жену, если заставал ее пьяной. В древней Спарте нарочно
напаивали рабов и показывали их юношам, чтобы внушить им страх и отвращение к
вину.
В Афинах при Драконе опьяневших просто
убивали. Солон сперва штрафовал архонтов за пьянство, а при вторичном пьянстве
этих должностных лиц казнили. Во времена Солона пьянство считалась в Афинах
состоянием, достойным презрения. Карл Великий поступал с пьяницами следующим
образом: вначале их наказывали в закрытом помещении, потом публично, а если эти
средства не помогали, они подлежали казни.
В Англии когда- то существовал обычай
надевать на алкоголиков ярмо, а затем водить их по главным улицам города. В
Ливерпуле в XIX столетии пробовали публиковать в газетах имена и адреса
алкоголиков. В некоторых местах Голландии женщин алкоголиков крепко привязывали
ремнями к сиденью, укрепленному на блоке, и три раза погружали в воду.
Был известен также способ воздействия на
алкоголиков стыдом. Он состоял в том, что пьяниц, когда они захмелеют,
подвергали общему посрамлению. В Англии матросов, уличенных в пьянстве, одевали
в грязные одежды, вешали на них надпись "пьяница", заставляли делать
черную работу. В городе Мехико префект полиции в целях борьбы с пьяницами, валяющимися
на улице и нарушающими уличное движение, после того как он испробовал все
средства борьбы с ними, решил прибегнуть к "новому радикальному средству
борьбы с пьяницами—кинобальзаму". По распоряжению префекта каждого
пьяницу, лежащего на мостовой, а также весь процесс доставки его в вытрезвитель
кинооператоры снимали на пленку. Полицейские по специальной картотеке выясняли
первично или повторно доставляется алкоголик в участок. Если алкоголик
доставлялся в участок впервые, ему после вытрезвления демонстрировали на экране
звуковую кинохронику, в которой он являлся главным действующим лицом.
Протрезвевший алкоголик-нарушитель видит собственную персону в пьяном виде,
что, по мнению "изобретателей этого метода", достаточно, чтобы
субъект, снятый в фильме избегал впредь потребления алкоголя. Если это не
помогает, то второй раз пьяницу лежавшего на мостовой вновь снимают в качестве
главного действующего лица в кинохронике и демонстрируют этот фильм уже не
только алкоголику-нарушителю, но также его знакомым и родственникам. В тех
случаях, когда и эта мера воздействия не дает должного эффекта, хроникальный
фильм с новыми похождениями пьяного героя демонстрируется на всех экранах
мексиканской столицы. Все расходы по съемке подобных кинофильмов взыскиваются с
алкоголиков- нарушителей.
Лечением алкоголиков занимались еще в
глубокой древности. Многие ученые искали "философский камень",
который может исцелить алкоголиков от их недуга. Лечение алкоголиков доходило
просто до несуразности. Массон приводит интересные данные из найденного им
сочинения Виртрунга о лечении пьянства 3,5 века назад (в 1617 г). Наряду с
разнообразнейшими заболеваниями, в этом сочинении описывается и алкоголизм.
Пьянство Виртрунг считал самой ужасной
болезнью после чумы. Он требовал отнятия у больного алкоголя, чтобы устранить
таким образом, основную причину болезни. Исходя из того, что организм насыщен
алкоголем, он для его обезвреживания рекомендовал антидот в виде лимонов,
горького миндаля, считая, что эти средства "оттягивают действие алкогольных
паров от мозга". Виртрунг указывает, что в древнее время для лечения
пьянства пациенту надевали на голову венок из шафрана, фиалок, приписывали
также целебные свойства аметисту. Виртрунг относился к этим средствам
скептически; он советовал вызывать у алкоголиков рвоту, вызывать сон, на голову
класть компресс из огуречного сока. Наряду с этим, он рекомендовал диетическое
питание — легкую пищу, цыплят, соус с лимоном и т.д.
Таким образом, еще Виртрунг хотя и
примитивно, но здраво подходил к лечению алкоголиков, вводя принцип
немедленного лишения алкоголя, диетического питания и вызывания рвоты при
отравлении.
По утверждению Керра, один весьма маститый
профессор медицины уверял, что он может искоренить влечение к алкоголю в
течение одной недели при помощи турецкой бани. В качестве антидота алкоголя
рекомендовалось также какао. В Германии в свое время предлагали в качестве
профилактического средства против алкоголизма сырое мясо. В Англии большое
значение среди радикальных средств против алкоголизма приписывали
вегетарианскому питанию.
Во второй половине XIX столетия один
анонимный изобретатель так анонсировал свое средство от алкоголя: "Я могу
излечить от пьянства всякого больного, который явится ко мне", указывая,
что его средство не только излечивает самую болезнь, но и уничтожает
потребность в спиртных напитках. Таинственное средство оказалось красной хинной
коркой. Этот аферист в короткий срок так сумел разрекламировать свое средство,
что вскоре нажил на этом сотни тысяч рублей. Однако никому никакой пользы это
средство не приносило.
Широко рекомендовался орех кола,
содержащий ряд тонизирующих веществ (кофеин, теобромин). Но он скорее полезен
как тонизирующее средство, не обладая никакой специфичностью. Различные настои,
микстуры, порошки, предлагавшиеся всевозможными "изобретателями" в
качестве "средства" от алкоголизма, обогащали лишь изобретателей этих
средств. Некто Родлов за один год получил 150 000 рублей за свое
"средство" против пьянства. Видное место в лечении пьянства в конце
XIX столетия отводилось так называемой "Богородицкой траве", которую
врач Сальватори, впервые описавший дипсоманию, применял в виде настоев (1815),
давая 50 г Богородицкой травы на 600 г воды. Это лекарство употреблялось по
чайной ложке каждые полчаса. Болезненное влечение к алкоголю исчезало будто бы
через 13 дней. Средство это не только вызывало рвоту, но оказывало слабительное
действие и усиливало диурез. Считалось, что при приеме этого средства
повышается аппетит и жажда, которую утоляют кислым питьем. Иногда Богородицкую траву
настаивали не на воде, а на водке.
Флоринский рекомендовал от запоя настой
полыни, корня дягиля, можжевеловых ягод. Эти настои давались больным в теплом
виде без сахара по 10—15 стаканов в день. Некоторые врачи давали алкоголикам
корень переступня, папоротника, копетеня, бузинной коры и др., настаиваемых на
алкоголе. Другие врачи советовали подсыпать алкоголикам в водку тошнотворные и
рвотные средства (ипекакуану, горечавку и др.) Гуффеланд рекомендовал давать
алкоголикам водку с каплей жженого сургуча, указывая, что это приводит к
исключительным результатам. Он же назначал и так называемые пилюли Гуффеланда,
состоявшие из экстракта квасии, полыни и каскарилы.
Польский врач Ян считал, что лечение
лимонным соком быстро вызывает отвращение к алкоголю даже у самых застарелых
алкоголиков. Курс такого лечения длился 18 дней . Начинают с одного лимона и
прибавляют по 1—2—5 лимонов ежедневно, доходя к 9-му дню до 25 лимонов, затем
соответственно снижают с таким расчетом, чтобы к 18-му дню приходился один лимон.
Как указывает Ян, при этом лечении важно, чтобы применялся только свежевыжатый
лимонный сок. Если больной не может потреблять большого числа лимонов, срок
лечения должен растянуться до одного месяца, и тогда ежедневно дают по 5—7
лимонов. Этот метод лечения не утратил интереса и поныне и заслуживает изучения
и научного обоснования. По-видимому, лечение лимонным соком может дать
известный успех при гиповитаминозах и авитаминозах, наблюдаемых у алкоголиков.
Заканчивая этот краткий исторический
обзор, мы должны подчеркнуть, что привели в нем лишь методы, представляющие
интерес в историческом аспекте.
В течение двух последних столетий
аптечными фирмами и предприимчивыми дельцами выпускались на рынок
многочисленные патентованные средства. Однако, едва успев появиться, они
выходили из употребления. Все это говорит о том, что "специфических"
и надежных средств против алкоголизма пока не найдено.
|