Итак, процесс общения, коммуникации. Во-первых, он состоит непосредственно из
самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, т.е. общающиеся.
Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты
должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто
(говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение,
свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).
В-третьих, сообщение характеризуется каким-то содержанием, какой-то формой и
каким-то смыслом. Это не одно и то же. Допустим, что некто (скажем, молодой человек)
преподносит кому-то (скажем, знакомой девушке) букет желтых тюльпанов. И делает
он это необычно: без улыбки, с отчужденным выражением лица. По форме (допустим,
что произносится: "Возьми, пожалуйста, цветы от меня") здесь все стилистически,
грамматически и по этикету корректно. Содержание -- "передача или подношение цветов"
- ясно и вполне может быть, в общем оценено положительно. Но смысл особый: "юноша
расстается с девушкой". Вспомните, что лицо его было серьезным, а тюльпаны были
желтые (издавна желтый цвет - символ расставания, разлуки). Разумеется, истинный
смысл реального коммуникативного акта такого рода может быть и иным, если юноша
смог достать только желтые тюльпаны или вообще не знал, что желтый цвет - это символ.
Неприветливое выражение лица может определяться обстоятельствами, не имеющими никакого
отношения к свиданию. Важно было только привести пример возможного вообще в этой
ситуации смысла, показать, чем смысл может отличаться и от содержания и от формы
конкретного коммуникативного акта. Необходимо, далее определить в каждом конкретном
коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются
органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухословесном)
канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по
зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского
приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы
по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной
принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному,
поскольку словесно (вербально) нам никто ничего не сообщал.
В качестве важного компонента коммуникативного акта выступают мотивы участников
общения, т.е. их цели и намерения. Преподаватель, допустим, хочет в лекции сообщить
нечто студентам, чтобы они это нечто усвоили. Бывает, что кое-кто из студентов не
хочет в это же время усваивать это нечто. Тогда говорят о "ножницах в интенциях"
(намерениях). Общение в таких случаях либо затрудняется, либо приходит к нулевому
результату.
Наконец, всем хорошо известно, что человек во время акта коммуникации может
говорить одно, а думать другое, т.е. лжет или просто о чем-то умалчивает из каких-то
(не обязательно плохих) побуждений. В целом ряде случаев (а с помощью научных методов
- всегда) можно обнаружить диссоциацию (т.е. рассогласование) формы и содержания
сообщения. Криминалисты, например, хорошо знают, как важно наблюдать во время дачи
показаний за выражением лица и внешним видом допрашиваемого. Да и мы с вами, не
будучи специалистами, часто говорим что-нибудь вроде: "по глазам вижу, что неправда",
"говорит о веселом, а сам все ходит, места себе не находит - что-то его тревожит.
Спросишь - "все в порядке", а на деле..."
Следовательно, если мы хотим, чтобы нас поняли правильно, надо, чтобы и форма,
и содержание, гармонично сливались бы друг с другом, не внося элементов диссоциации.
И каналы связи при этом должны быть свободны от "шума" (так специалисты называют
любые, не только звуковые, помехи). Разговаривая, не хорошо отворачиваться, заниматься
посторонними делами (например, листать книгу), нельзя, одним словом, "зашумлять"
канал связи. Естественно, что надо выбрать оптимальную громкость голоса – говорить
достаточно громко, но не оглушать, держать оптимальную дистанцию общения (об этом
даже есть специальные интересные исследования). Плохой подчерк - не такой уж безобидный
недостаток, если подумать, что он может помешать адресату легко и правильно понять
написанное письмо. А Вы сами разве не испытывали раздражения, разбирая с трудом
чьи-то каракули?
|