Слово «этикет» французского происхождения и означает «ярлык», «этикетка». В европейских
языках в т.ч. и в русском, оно стало общепринятым, употребляется для обозначения
внешних форм культурного поведения.
Этикет – это «установленный порядок поведения, формы обхождения в каком-либо
общении». Первоначально этикет обозначал правило дворцового церемониала при французском
королевском дворе, затем распространился в аристократических кругах.
Этикет в современном обществе имеет ряд разновидностей: дипломатический, военный,
деловой, повседневного неформального общения. Этикет – это формализованные, согласованные,
принятые в данном обществе или социальной группе правила поведения, посредством
которых выражается уважительное отношение к личности, ее достоинству, создается
удобство общения, обеспечивается его соответствие эстетическим вкусам.
Содержание этикета охватывает правила поведения в массовых, повторяющихся ситуациях:
приветствия при встречах и прощаниях, поведение за столом, в общественных местах
и т.д.
Этикет позволяет нам не только совершать правильные поступки в массовых, повторяющихся
ситуациях, но и предписывает им определенные нормы речевого общения.
Этикет определяет и правила поведения в особых обстоятельствах жизни. Так, на
похоронах недопустимо веселье, но необходимо выразить родным и близким сочувствие,
соболезнование. На свадьбе, вечеринке принято быть веселым, дружелюбным, общительным
и не портить другим настроение скорбным видом.
Во все времена и во всех сложившихся обществах поведение людей регламентируется
правилами, которые соответствуют конкретной ситуации общения. Когда произносят слово
"этикет", хочется добавить: "придворный", так часто встречается словосочетание "придворный
этикет". И сразу в памяти всплывают пышные картины церемоний, блестящие наряды придворных
дам с веерами и вельмож со шпагами, и с перьями на шляпах. Кавалеры низко склоняются
в замысловатых поклонах и совершают сложные и ловкие движения шляпами, подметая
перьями сверкающий пол; дамы приседают, склоняя головы в париках. Слышится музыка
неторопливых менуэтов и обращения: "О, сударыня, если бы мне было позволено высказать
свое восхищение!…" Понятно, что и вызов на дуэль должен был быть обставлен эффектным
швырянием перчатки к ногам обидчика со словами вроде: "Имею честь предложить вам,
сударь, скрестить вашу шпагу с моей, завтра же на рассвете у левой стены монастыря
Сен-Жермен!" А вызываемый должен был подобрать брошенную перчатку, что означало
бы: "вызов на дуэль принят", и ответить так, например: "Я всегда мечтал об удобном
случае, сударь, чтобы преподнести вам урок фехтования именно в том месте и в то
время, которые вы сами изволили назначить".
Но мы сейчас поговорим не об этикетах давно минувших дней, знакомым по романам
Дюма или Вальтера Скотта, не будем останавливаться и на церемонии раскуривания трубки
мира в североамериканских племенах индейцев. Существует много книг, рассказывающих
нам о правилах хорошего тона, о поведении в общественных местах, о том, как надо
правильно сервировать стол, обращаться с вилкой и ножом, и т.д., как пригласить
на танец, и уступить место в трамвае. Совокупность всех правил поведения и словесного
обращения и составляет то, что называется этикетом. Каждое действие, каждое обращение
необходимо, как Вы знаете, сопровождать уместными к случаю ритуалами: "волшебными
словами": пожалуйста, благодарю вас и т.д. Можно, конечно, забыть (если уж так случилось)
о той или иной словесной формуле, сопровождающей услугу, найдя что-нибудь другое,
не менее подходящее. Важно лишь всегда помнить, что сущность и значение этикета
определяются внутренней готовностью одного человека помочь другому и тем, что
называется деликатностью, тактичностью. Другими словами, не навязывать своего общества,
оставаясь вежливым; стремление не мешать другим, оставаясь свободным в совершении
собственных действий. А это значит, в конце концов, что нельзя шуметь и перебивать
в разговоре других. Желая высказать свое мнение (в том числе и возражение, несогласие
со словами или действиями других), надо предварительно осведомиться, сказал ли собеседник
все, что он хотел, готов ли он выслушать Вас. Этикет, как вы уже догадываетесь,
включает в себя не только словесные формы выражения вежливости, сочувствия. Этикет
слова и действия не должны вступать в противоречие с внешним видом человека, его
одеждой. Иными словами, этикет полностью не соблюден, если при всей правильности
и вежливости поведения, молодые люди являются в театр в джинсах и пестрых майках.
Еще хуже, если в яркой экстравагантной одежде кто-нибудь присоединится к похоронной
процессии.
Даже одеваясь (и еще раньше, приобретая одежду), надо иметь в виду, что одежда,
походка, манера стоять, сидеть, даже смеяться, образуют своеобразную знаковую систему;
так или иначе одетый человек о чем-то заявляет, что-то сообщает о себе другим. Например,
свадебное платье, праздничный костюм - знаки предстоящего торжества; спортивный
костюм, теннисная ракетка в руках "говорят", что человек - спортсмен; небрежная
прическа и неопрятные джинсы - о том, что человек пренебрегает эстетическими чувствами
других. Грязь под ногтями и запачканная одежда вовсе не сигнализирует о принадлежности
человека к рабочему классу. Это просто признаки неряхи, которому недоступны ни правила
личной гигиены, ни понятия об эстетике внешнего вида. Громкие переговоры во время
киносеанса, неснятая в помещении шапка - признаки невоспитанности и эгоизма.
"По одежде встречают, по уму провожают", гласит русская народная мудрость. Иными
словами, в общении важны и внешний вид, и сказанные Вами слова. Этикет, как мы уже
говорили, регулирует общение, взаимодействие людей. Надо серьезно, с умом относится
к этикету, к умению общаться. Правило довольно простое: то, что может быть неприятно
Вам, неприятно окружающим.
Итак, что же все-таки необходимо, чтобы правильно общаться? Надо, в первую очередь
уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться,
не "зашумлять" каналы связи. Необходимо, так же, выглядеть соответствующим образом,
чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не
вносить диссоциации. Все это если не универсальные способы общения, то, по крайней
мере, они помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.
Пренебрежительное отношение к этикету, нежелание следовать ему – показатель недостаточного
культурного развития человека, затрудняющего его взаимоотношения с другими людьми.
Соблюдение же этикетных правил создает атмосферу дружелюбия, уважительности, доверия,
теплоты, особого психологического климата, преодолевающего отчужденность людей.
|