В современный период развития российского общества
успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит
от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности.
Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О
возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны
свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой
информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие
сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.
www.ektu.kz Широкие возможности средств массовой информации
вызывают необходимость изучать механизмы их функционирования и развития, эффективность
влияния на аудиторию.
В отличие от традиционного подхода к изучению
эффективности средств массовой информации (СМИ), ограниченного анализом потребления
аудиторией массовой информации, при котором измеряются главным образом масштабы
«охвата» газетами, радио и телевидением многомиллионных аудиторий, системный
подход позволяет обнаружить, что масштабы реального влияния СМИ на социальную
активность личности пока еще далеки от ожидаемого.
Установлено, например, что массово-коммуникационная
деятельность современного человека, связанная с потреблением, использованием и
производством массовой информации, при тотальной распространенности и
доступности информация становится необходимым условием и средством
осуществления практически любой социальной деятельности: общественно-политической,
познавательной, трудовой и пр. Однако это происходит лишь тогда, когда
содержание и форма массовой информации изменяется в соответствии с
информационными интересами и потребностями людей.
Социологическое
исследование проблем эффективности СМИ, внедрение их результатов в
журналистскую практику будет способствовать более полному отражению процесса
социально-экономического развития общества.
|