Первым видом активности каждого человека в детстве является игра.
В широком смысле игра предполагает не только специализированные ее виды – детские,
спортивные, карточные, но и возможность превращения любой деятельности в игру. В
этом случае целью становится сам процесс, а не его результат. В игре утверждаются
человеческие способности и умения, приобретаются знания, формируется духовный мир.
ИГРА, это форма деятельности в условных ситуациях. Совершаемые во время игры
реальные действия, часто требующие сложной умственной работы, специфических навыков
и умений, происходят в ситуации условной реальности, осознаваемой в качестве таковой
самим играющим.
Игра как феномен была предметом исследования многих философов. По мнению
И. Канта, двойственность реальности, присущая игре как виду деятельности, роднит
игру с искусством, которое тоже требует одновременно верить и не верить в реальность
разыгрываемого конфликта. Ф. Шиллер считал игру специфически человеческой формой
жизнедеятельности: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова
человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет. Происхождение игр
связывается разными исследователями с магико-культовыми ритуалами или с врожденными
биологическими потребностями организма и психики человека.
Изучением игр занимаются историки культуры, этнографы и психологи. Существует
несколько концепций в подходе к феномену игры: а) немецкого философа и психолога
К. Грооса; согласно ей игра есть предварительная подготовка к условиям будущей жизни;
б) австрийского психолога К. Бюлера, определяющего игру как деятельность, совершаемую
ради получения удовольствия от самого процесса деятельности; в) голландского ученого
Ф. Бейтендейка, рассматривающего игру как форму реализации общих изначальных влечений:
к свободе, к слиянию с окружающей средой, к повторению. З. Фрейд считал, что игра
замещает вытесненные желания. Г. Спенсер относился к игре как к проявлению избытка
жизненных сил.
Одним казалось, что они нашли источник и основу игры в потребности дать выход
избыточной жизненной силе. По мнению других, живое существо, играя, подчиняется
врожденному инстинкту подражания. Полагают, что игра удовлетворяет потребности в
отдыхе и разрядке. Некоторые видят в игре своеобразную предварительную тренировку
перед серьезным делом, которого может потребовать жизнь, или рассматривают игру
как упражнение в самообладании. Иные опять-таки ищут первоначало во врожденной потребности
что-то уметь или что-то совершать либо в стремлении к главенству или соперничеству.
Наконец, есть и такие, кто относится к игре как к невинной компенсации вредных побуждений,
как к необходимому восполнению монотонной односторонней деятельности или как к удовлетворению
в некой фикции невыполнимых в реальной обстановке желаний и тем самым поддержанию
чувства личности.
Нидерландский мыслитель и историк культуры Йохан Хейзинга, предпринявший
фундаментальное исследование игры (Homo ludens, «Человек играющий») усматривает
ее сущность в способности приводить в восторг, доставлять радость; он определяет
ее как «добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ
места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью,
заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием
«иного бытия», нежели «обыденная» жизнь». Игра, существующая не только в человеческом,
но и в животном мире не поддается, по Хейзинге, логической интерпретации, это в
самом полном смысле слова некое излишество.
|