Личность появление на определенном этапе исторического развития. Первобытный
человек ни в своей деятельности, ни в своем сознании не выделяет себя из родовой
целостности. Развитие производительных сил и связанное с ним разделение труда делают
человека особенным индивидом. Выполнение специфических функций дет ему определенную
социальную роль, в свете которой он оценивается другими и на которой основывается
его личное самосознание. Каждый появившийся на свет индивид становится личностью
в ходе социализации, т.е. в процессе освоения социальных ролей, функции, норм поведения,
духовных ценностей и развития самосознания. Возможность социализации «маугли» -
существ, выросших в изоляции от людей и воспитанных в сообществе животных, - носит
крайне ограниченный характер и не приводит к возникновению личности. «Маугли», возвращенные
в общество, смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью,
состоящей из нескольких десятков слов. Они так и не научились дружить, улыбаться,
абстрактно мыслить, вести беседу, прожив в человеческом обществе не более десяти
лет.
Истории известны примеры и другого рода. Слепоглухие дети, обученные по специальной
методике педагогом А. И. Мещеряковым, успешно включались в нормальную человеческую
деятельность, достигли значительных высот в духовном развитии. Один из них – А.
И. Суворов – работает научным сотрудником Института психологии Российской академии
образования. Данные примеры свидетельствуют о том, что социальная среда играет решающую
роль в превращении биологического существа в социальное.
Стремление к слиянию с социальной общностью (и отождествлению с нею) и вместе
с тем – к обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает личность и
продуктом, и субъектом социальных отношений, социального развития. Творческая активность
личности как субъекта социальных отношений становится возможной и продуктивной благодаря
овладению унаследованной от предшествующих поколений культурой. Активность личности
коренным образом отличается от активности животных. Человек – существо уникальное
и свободное. Его практическая универсальность проявляется в том, что он не производит,
повинуясь как животное, а может производить по меркам любого вида, а также по законам
красоты. Будучи активным элементом социальной системы, личность осуществляет свободу
выбора из имеющихся возможностей, создает проект будущей жизни, ставит перед собой
цели и мобилизует для их достижения собственную волю и деятельность, добивается
постоянных изменений в объективных и социальных структурах, в системе общественных
отношений.
|