(Жизненный путь, цикл).
Индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез
с заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация неизбежно покоится
на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие,
старение), в ходе которых формируются соответствующие возрастные свойства (различия).
То и другое обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов) или этапов
развития (детство, переходный возраст, зрелость, старость и др.). Возрастные процессы
подразумевают вопрос, как формируются возрастные свойства и каким путем(постепенно
или резко, скачкообразно) происходит переход из одной возрастной стадии в другую.
В современной науке существует три главных термина для описания индивидуального
развития в его целом – время жизни, жизненный цикл, и жизненный путь. Хотя их не
редко используют как синонимы, они существенно различны по содержанию.
Время жизни, ее протяженность или пространство, обозначает временный интервал
между рождением и смертью. Продолжительность жизни имеет важные социальные и психологические
последствия. От нее во многом зависит, например, длительность существования поколений
и продолжительность первичной социализации детей.
Понятие жизненный цикл более определенно и содержательно. Оно предполагает,
что ход жизни подчинен известной закономерности, а его этапы («возрасты жизни»,
или «времена жизни», подобные временам года) представляют собой постоянный круговорот.
Идея циклического круговорота жизни, подобного цикличности природных процессов (чередование
дня и ночи, смена времен года и т.д.). Многие биологические и социальные возрастные
процессы действительно являются циклическими. Организм нормально проходит фазы рождения,
роста, созревания, старения и смерти. Личность усваивает, затем выполняет и, наконец
постепенно оставляет определенный набор социальных ролей (трудовых, семейных, родительских),
после чего тот же цикл повторяют ее потомки. Цикличность характеризует и смену поколений
в обществе, где младшие (дети) сначала учатся у старших, затем активно действуют
рядом с ними, а потом, в свою очередь, социализируют младших.
Понятие жизненного пути отличается от «жизненного цикла» прежде всего многомерностью,
тем, что оно предполагает множество разных тенденций и линий развития в пределах
одной и той же биографии, причем эти линии одновременно автономны и взаимосвязаны.
В основе его периодизации – нелинейные, раз и навсегда определенные фазы, а конкретные
жизненные события. Время, последовательность и способ осуществления любого жизненного
события, будь то вступление в брак или выход на пенсию, не менее важны, чем сам
факт, что данное событие имело место. Это требует сочетания социологического, психологического
и исторического анализа.
Таким образом содержательная характеристика процессов, свойств и стадий индивидуального
развития возможно либо в системе онтогенеза, либо в системе жизненного цикла, либо
в системе жизненного пути. Однако эти системы не рядоположны: жизненный путь личности
включает в себя жизненный цикл индивида, а этот в свою очередь включает онтогенез.
|