Согласно концепции Маркса, личность не только субъект, но и объект общества.
Жизнедеятельность личности всесторонне определяется обществом в виде социальных
условий ее существования, наследия прошлого, объективных законов истории, которые
она, как и другие субъекты деятельности, не может изменить ни отменить. Но некоторое
пространство для социального действия личности все-таки остается. По Марксу, «история»
не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком для достижения своих
целей, она – не что иное, как деятельность, преследующая свои цели человека.
Современные авторы отмечают зависимость влияния личности на общество от социального
статуса, занимаемого ею общественного положения. Так, один человек способен повлиять
на судьбу своей семьи, а другой – на судьбу государства. Степень влияния на социальный
процесс первого более очевидны, чем второго. Каждый конкретный индивид имеет свою
меру влияния и ответственности перед обществом за свои действия.
В структуре личности можно выделить два компонента: совокупность отношений
с внешним миром и внутренние, идеальные отношения, в значительной степени, определяющие
характер взаимодействий с социальными реальностями. Совокупность разнонаправленных
связей с внешним миром, центром которого является индивид, представляет свой базис
личности.
Базис отражается в сознании личности, определяет формирование и развитие
ее внутреннего мира. В мировоззрении личности, совокупность социальных связей отражается
непосредственно, в нем содержится также их оценка и установка на поддержание или
изменение существующего положения. Социальные установки – один из наиболее важных
регуляторов поведения личности – ее предрасположенность к определенному поведению
в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности.
Отношение между элементами внутреннего мира, если их соотнести с отношениями
личности с социальной средой, являются вторичным. Одновременно с этим они развиваются
по своим специфическим законам, приводя в конечном итоге к изменению в базисе личности,
которая является активным социальным началом, постоянно преобразующим себя и созидающим
мир.
|