Актуальность темы. Слова Президента Российской Федерации В.В. Путина
о том, что Россия – богатая страна бедных людей, заставляют обратиться к проблеме
бедности. Действительно, в стране с многовековой государственностью, обладающей
огромными природными ресурсами, с высокообразованным населением и международно-признанным
уровнем интеллектуального потенциала её граждан, бедность значительной части населения
на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного
развития общества.
Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних лет,
серьезно изменили социальную структуру общества. Произошло стремительное социальное
расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство
людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться
к жизни в условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количества
бедных людей оказалось неизбежным. Приведем цифры официальной статистики: в настоящий
момент около 40% граждан проживает за чертой бедности. Все это и обусловило выбор
темы и ее актуальность.
[11, стр. 32]
История изучения бедности. Интерес к бедности вполне объясним -
она считается одной из самых глубоких социальных проблем и имеет двухсотлетнюю
историю. Проблемой бедности интересовались многие видные ученые - А. Смит, Т. Мальтус,
Д. Рикардо, Г. Спенсер, Ж. Прудон, Э.Реклю, К. Маркс, Ф. Энгельс. С восемнадцатого
века до первой половины двадцатого столетия за рубежом господствовали два основных
подхода в изучении бедности: первый представлен социал-дарвинистской концепцией
бедности. Бедность рассматривалась как неизбежное следствие борьбы за выживание,
бедные считались лично ответственными за свои материальные трудности. В основе второго
подхода - эгалитаристского лежал принцип уравнительности,
бедность рассматривалась как форма и мера эксплуатации трудящихся, было выделено
два типа бедности: абсолютная и относительная.
Англичане Ч. Бут и С. Раунтри, исследовавшие бедность в конце XIX века,
за точку отсчета в определении бедности брали возможность индивида удовлетворить
свои основные потребности в еде, одежде и жилище.
Ч. Бут пытался установить реальные критерии определения бедности, как-то:
уровень доходов и удовлетворение основных потребностей; нормы и стандарты, необходимые
для поддержания определенного уровня работоспособности и здоровья. Ч. Бут заложил
основную теорию бедности: нищету можно предупредить.
Французский ученый д/Оссонвиль разбираясь с проблемами пауперизма, выделил
три основных типа бедствий, где необходимо обязательно вмешательство государства
– болезни, несчастный случай, старость - объективные факторы, которые должны учитываться
государством.
Анализ бедности в середине двадцатого века показал неоднозначность и сложность
данной проблематики. Признание многомерности явления предопределило системный подход
к изучению бедности.
В начале 90-х годов к научному поиску в данной области подключились отечественные
социологи. За короткий промежуток времени были проведены эмпирические исследования
и сделаны попытки теоретического осмысления данной проблем, и все же систематического
подхода к изучению бедности отечественная социология не имеет. Как полагает B.C.
Сычева, причиной этому служит многолетнее отставание в ее изучении и неожиданный
прорыв, явно заставший исследователей врасплох. [7, стр. 21-48]
Объектом курсовой работы является категория населения, живущие за чертой
бедности.
Предметом курсовой работы является социальное положение населения, живущих
за чертой бедности.
Целью курсовой работы является изучение проблемы бедности в РФ.
Исходя из цели определены следующие задачи:
1. Изучить современное состояние знания по проблеме бедности.
2. Рассмотреть основные показатели уровня жизни.
3. Описать подходы к изучению и измерению уровня жизни.
4. Проанализировать законодательство РФ по социальной защите бедного населения.
5. Описать социально-демографический портрет бедного населения.
6. Выявить причины и факторы бедности.
7. Описать методы борьбы с бедностью.
В соответствии с целью и задачами исследования выдвигается гипотеза:
Бедность как социальное явление искоренить невозможно, но можно предупредить
путем социальных программ и социальной политики государства.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы.
|