На курс «Основы социологии» согласно учебному плану вуза отводится 38 академических
часов, т. е. 19 лекций, продолжительностью 2 ґ 45 мин. каждая.
Главная задача изучающих предлагаемый курс — не запомнить сходу и не вызубрить
как можно больше различных текстов на темы социологии и её отраслей, а прочувствовать
те явления, о которых в курсе идёт речь, и сформировать свои собственные, адекватные
Жизни, представления, о предметной области социологии, её отраслей, а главное
— о методологии познания и творчества.
Базовая литература, на основе которой построен предлагаемый курс:
1. «Диалектика и атеизм: две сути несовместны» — в работе рассматривается становление
личности в процессе взросления и излагается теория познания, назначение которой
— помочь человеку развивать свои познавательные и творческие навыки, что необходимо
для выявления и разрешения разного рода проблем как в личной жизни, так и в профессиональной
деятельности и в жизни общества.
2. «Язык наш: как объективная данность и как культура речи» — работа посвящена
роли языка в жизни общества и психике личности. В ней рассмотрены некоторые вопросы,
которые в силу разных причин литература по вопросам филологии обходит стороной,
но знание которых необходимо для упорядочивания собственной психики, и построения
эффективных мировоззрения и миропонимания.
3. «Мёртвая вода» — под этим названием, начиная с 1992 г., неоднократно переиздавались
материалы отчёта по не завершённой вследствие развала СССР научно-исследовательской
работе факультета прикладной математики — процессов управления Санкт-Петербургского
государственного университета, научным руководителем которой был член-корреспондент
АН СССР Владимир Иванович Зубов (1930–2000). «Мёртвая вода» представляла собой альтернативное
освещение проблематики научно-исследовательской работы «Разработка концепции стратегической
стабильности и динамики развития сценариев возможного взаимодействия при условии
сохранения паритета перспективных стратегий мировых держав на период до 2005 года»
, выполненной в Институте США и Канады АН СССР в 1990 г. (Техническое задание
на эту НИР подписал тогдашний зам. директора этого института А.Кокошин, впоследствии
замминистра обороны России, а потом — депутат Госдумы нескольких созывов).
В ходе работы над «Мёртвой водой» отказались от теоретико-игрового подхода, которому
следовали аналитики Института США и Канады, что позволило получить результаты, которые
в принципе недостижимы с помощью моделей, построенных на основе аппарата теории
игр
: в ней был развит управленческий подход к социальной проблематике. Его основой
стала достаточно общая (в смысле универсальности возможностей применения) теория
управления (ДОТУ), предложен её понятийный аппарат, обладающий качествами полноты
набора компонент и их взаимосвязности, обстоятельно рассмотрены входящие в его состав
понятийные категории. Потом с мировоззренческих позиций ДОТУ был рассмотрен глобальный
исторический процесс, некоторые аспекты истории России — СССР, на основе чего была
развита социологическая теория, отвечающая критериям управленческой состоятельности.
Рабочие материалы этой НИР были положены в основу парламентских слушаний 28 ноября
1995 года по вопросу о Концепции общественной безопасности.
4. «Достаточно общая теория управления» — постановочные материалы одноимённого
учебного курса, чтение которого было начато на факультете прикладной математики
— процессов управления в Санкт-Петербургском государственном университете по инициативе
В.И. Зубова в 1997 г. В них включено изложение ДОТУ, текстуально идентичное изложению
ДОТУ в «Мёртвой воде», а в приложении изложены некоторые вопросы психологии и социологии
в связи с практикой организации управления в жизни общества в целом и трудовых коллективов.
5. «Общество: государственность и семья» — Рабочие материалы: «К вопросу о выработке
государственной политики поддержки института семьи в процессе общественного развития».
Заказчиком этой работы была Администрация Выборгского района С-Петербурга.
6. «От человекообразия к человечности» — в работе рассмотрены особенности психологии
полов и влияние своеобразия психологии полов на некоторые стороны жизни общества.
Вся базовая литература учебного курса «Основы социологии», а также и некоторые
упоминаемые в тексте другие материалы Концепции общественной безопасности, доступны
в интернете на сайте www.dotu.ru и на некоторых других сайтах.
Поскольку деятели искусств познают Мир в художественных образах, то в ряде случае
восприятие знания, особенно историко-социологического характера, оказывается более
простым из произведений художественной литературы, а не из научных трактатов. Соответственно
этому обстоятельству для понимания проблематики социологии и психологии управления
полезно прочитать следующие художественные произведения:
1. И.А. Ефремов. «Туманность Андромеды».
2. И.А. Ефремов. «Час быка».
3. А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий. «Трудно быть богом».
4. А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий. «Жук в муравейнике».
5. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Помпадуры и помпадурши».
6. В. Бахнов. Памфлет «Как погасло Солнце, или история тысячелетней диктатории
Огогондии, которая существовала 13 лет 5 месяцев 7 дней».
Тематика первых четырёх произведений, обычно относимых к жанру научной фантастики,
по существу представляет собой выявление возможных вариантов будущего образа жизни
общества (человечества). Иными словами, в них главное — не представления фантастов
о техносфере будущего, а их представления о должной социальной организации и выражении
достоинства человека в жизни. Два последних произведения показывают пороки социальной
организации, осуществляемой на основе принципов, большей частью неизменных в истории
подавляющего большинства цивилизованных обществ.
Всё написано хорошим русским языком, содержательно ёмко и способствует выработке
адекватных представлений о возможных способах жизни общества и их реализации в жизни.
Первоначально предполагалось, что объём текста каждой лекции не должен превышать
10–15 страниц формата А4 12-м размером шрифта «Таймс». Однако практика показала,
что то, что можно изустно изложить в аудитории за два академических часа, не всегда
укладывается в эти ограничения на объём текста.
|