Австрийский экономист Ф.А. Хайек писал:
« Поскольку никакой мыслимый центр не в состоянии всегда
быть в курсе всех обстоятельств постоянно меняющихся спроса и предложения на
различные товары и оперативно доводить эту информацию до сведения
заинтересованных сторон, нужен какой то механизм,
автоматически регистрирующий все существенные последствия индивидуальных действий
и выражающий их в универсальной форме, которая была бы и результатом прошлых и
ориентиром для будущих индивидуальных решений. Именно таким механизмом является
в условиях конкуренции система цен, и никакой другой механизм не может его заменить.
Наблюдая движение сравнительно небольшого количества цен, как наблюдает инженер
движение стрелок приборов, предприниматель получает возможность согласовывать
свои действия с другими. Существенно, что эта функция системы цен реализуется только в
случае конкуренции, то есть лишь при условии, что отдельный предприниматель должен
учитывать движение цен, но не может его контролировать».
Объясните, почему уче ный называет рыночную цену товара
«результатом прошлых и ориентиром для будущих ин дивидуальных
решений» производителей. Используя знания курса «Обществознание» и ав торский
текст, объясните действие механизма рыночных цен как координатора поведения
основных
участников рынка (потребителя, производителя).
На рынке возможны три ситуации. Во-первых, спрос превышает предложение
(в результате этого
возрастает цена) — такая ситуация называется дефицитом и была характерна
для советской экономики 70-х — 80-х годов прошлого века Во втором случае спрос
меньше предложения (цена падает) — здесь наблюдается избыток товаров (перепроизводство).
Подобная ситуация возникла в период так называемой «Великой депрессии» 30-х
годов XX в. в Соединенных Штатах
Америки. В третьей ситуации спрос равен предложению. Такая ситуация называется
рыночным равновесием. Цена, по которой
совершается сделка в таком случае, признается равновесной. Это состояние
является оптимальным. Таким образом,
цена, как правило, является индикатором состояния на рынке товаров и услуг и фактически показывает, насколько производители
смогли правильно спрогнозировать их востребованность. Также она позволяет
частным предпринимателям быстро принимать решения о дополнительном выпуске
каких-либо товаров либо приостановке их производства, то есть является
ориентиром для планирования дальнейшего производства.
|