« Мы натирали полы каждый день. Натерли пол, зал
блестит, и кто-то прошел в грязных ботинках по полу. Пустяковый
случай. Уверяю вас, никакое воровство, никакое хулиганство не доводило
меня так до белого каления, как эти грязные следы. Почему нагрязнил? Потому что никто не
видел. Ведь это, может быть, тот... который от других требует правильного
поведения, идет впереди. И когда он остался один, наедине, когда его ни кто не
видел, — он плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на свою
этику и красоту, потому что никто не видел». Выделите
в прочитанном факты и личное авторское мнение. Что, на ваш взгляд, возмутило
А.С. Макаренко в описанной ситуации? Какие черты личности воспитанников и автора
отражаются в тексте?
К фактам в
данном отрывке можно отнести коллективную уборку помещения, нарушение чистоты в
комнате, допущенное одним из воспитанников. Суждение – это оценка педагогом
этого нарушения («плевок на работу товарищей, на свою этику и красоту»).
Возмутило Макаренко в данном поступке не только само нарушение, но и то, что
человек сделал это исподтишка, пока никто не видел. У педагога была своя
система ценностей, в которой главным был коллективный труд. Он предполагал, что
деятельность в коллективе предполагает наличие у личности чувства товарищеской
взаимопомощи, заботы о коллективе. Однако вряд ли от бывших беспризорников
можно было этого ожидать. В их глазах проступок товарища мог и не выглядеть
отрицательно. Они привыкли рассчитывать только на себя, и моральные принципы
учителя были им далеки.
|