Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе
правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они
определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным
условиям их жизнедеятельности.
Социальные нормы можно разделить на несколько видов:
• нормы морали, то есть
такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или
плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в
обществе;
• правовые нормы, формально
определенные правила поведения, установленные либо санкционированные
государством и поддерживаемые его принудительной силой (правовые нормы обязательно зафиксированы
в законах или других нормативных правовых актах)
• религиозные нормы — правила поведения,
сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями;
• политические нормы — правила поведения, которые
регулируют политическую деятельность, отношения
между гражданином и государством и т.п.;
• эстетические
нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.
Мораль — один из видов социальных
регуляторов, совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому
себе, а также к окружающей среде. Источниками норм морали могут
выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (в том числе –
религиозный, как Будда), общественное мнение и, наконец, сам человек и
общество. Проверенные временем моральные
правила стали общечеловеческими моральными ценностями. К основным нравственным ценностям относятся прежде всего
совесть, достоинство
и честь, ответственность и
долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность. Золотое правило нравственности: «Не
поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по
отношению к тебе».
|