Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический
раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования.
Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. Характер решаемой
проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования.
Иногда, когда объект исследования сравнительно невелик и социолог располагает достоверными
силами и возможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорят
социологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности (все элементы,
составляющие объект исследования) и подвергается сплошному обследованию. Но проблема
возникает, когда объект исследования слишком велик и о сплошном обследовании не
может идти и речь социологи прибегают к выборочному методу. Без статистики и выборки,
такие масштабные исследования проводить нельзя. Они могут быть страшно затратными,
но совершенно неверными.
Дизельный генератор 60 квт дизель генератор 60 квт. Есть такая французская пословица, которая довольно хорошо передаёт суть
выборочного метода, и основные причины его широкого распространения: «Чтобы понять
вкус супа, не стоит съедать весь котелок – достаточно одной ложки». В этом заключается
актуальность изучения выборки и пока будут проводится социологические исследования,
будет возникать проблема построения выборки. Практически ни в одном исследовании,
даже при идеальных условиях (большой финансовый бюджет, согласия заказчика с длительными
сроками его проведения, относительная простота цели и задач), не осуществляется
стопроцентное изучение генеральной совокупности, хотя бы потому, что идеальных условий
в жизни не бывает. Подавляющее большинство исследований строится по следующей стратегии
– аналитические выводы о социальном целом, основанные на изучении лишь части целого.
В каждой главе курсовой работы решается ряд задач:
В первой главе раскрываются понятие выборки и основные понятия выборочного
метода, предлагается небольшая историческая справка о теории случайной выборки
и статистических обследований.
Во второй главе рассмотрены основные типы выборок и для каждой из них представлена
процедура выполнения.
И в третьей главе раскрываются понятия качества, объёма и репрезентативности
выборки. А так же рассмотрены основные ошибки, возникающие при составлении выборки
и способы их избежать.
Цель курсовой работы выяснить, какую роль выборка играет в социологическом
исследовании, и какие бывают типы выборок.
Обзор основных источников:
1. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология:
Учебное пособие. – М.: Гардарики,2004. – 176 с. В учебном пособии рассматривается
следующее: понятие прикладной социологии, её функции и место в системе социологического
знания, история возникновения и развития, соотношение с эмпирической социологией.
Основное внимание уделено анализу технологии прикладного социологического исследования,
его видам, этапам, методологии, методике и технике. Дается характеристика методологического
и методического разделов программы исследования. Раскрываются особенности методов
сбора первичной социологической информации и их использования. Заключительная глава
посвящена проблемам обработки, обобщения и анализа данных прикладного социологического
исследования.
2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования.
– 3-е изд. – М.: КДУ, 2003. – 296с., ил. В данной книге рассматриваются ведущие
методы социологического исследования – опрос, эксперимент, включённое наблюдение,
биографический метод, а также специальные процедуры, применяемые для сбора, анализа
и оценки качества социологических данных. Логика и методы социологического исследования
рассматриваются в книге в контексте более широких исследовательских перспектив и
моделей теоретического объяснения, предопределяющих выбор конкретных методических
решений.
3. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. Колл.
авторов. Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. М.: Интерпракс, 1996. – 184с. В книге
рассматривается следующее: понятие социологического исследования, программы, плана
его проведения, методы сбора социологической информации, осуществление обработки
и анализа результатов исследования, а также большое внимание уделяется области прикладной
социологии.
4. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: Учебное пособие
для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 288с. В этом учебном пособии рассматриваются
типовые методы, приёмы и организационно-технические процедуры проведения эмпирического
(прикладного) социологического исследования. В книге приводятся многочисленнее примеры
из практики, основанные как на работах зарубежных авторов, так и на собственных
эмпирических исследованиях автора. Текстовый материал сопровождается многочисленными
таблицами, отражающими данные реальных исследований, а также графическим отображением
этих данных.
5. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие
для студентов вузов. 2-е изд., стереотип. – Мн.: «ТетраСистемс», 2001.В учебном
пособии определяются сущность, особенности и роль прикладной социологии в структуре
социологического знания. Раскрыты содержание и значимость специальных социологических
теорий, их роль в изучении общества, его основных тенденций и закономерностей. Определена
инновационно-практическая направленность социальных технологий в управлении различными
сферами общественной деятельности, особенно в условиях риска, в экстремальных ситуациях,
в формировании и осуществлении лидерства.
|