Экономические преобразования в Российской Федерации последнего десятилетия, связанные
с переходом к рыночной экономике, привели к существенным изменениям в общественных
отношениях, в том числе в области трудоустройства и занятости. Долгие годы в нашей
стране обеспечивалась полная занятость населения. Конституция СССР 1977 года закрепляла
не только право на труд, но и обязанность трудиться. За уклонение от работы в разные
периоды устанавливалась как административная, так и уголовная ответственность. Возможность
обеспечить всех желающих рабочими местами основывалась на плановом ведении хозяйства,
расчетах баланса наличных трудовых ресурсов и рабочих мест с учетом планируемой
производительности труда.
Безусловно, такая система имела свои положительные стороны, но в силу ряда причин
она не смогла, в конечном счете, обеспечить достаточно эффективное использование
потенциала трудовых ресурсов страны, привела к уравниловке в распределении доходов,
создала условия для появления и роста скрытой безработицы, снижения трудовой дисциплины,
что резко отрицательно повлияло на производительность труда и жизненный уровень
населения.
Изменения в экономике вызвали процесс высвобождения работников, что привело к
появлению больших групп длительное время не работающего населения. В январе 1991
года “Основы законодательства СССР и союзных республик о занятости населения” признали
как факт существование такой категории лиц, как безработные, дали первое определение
занятости.
Всплеск безработицы 1990-1991 г. вызвал необходимость правового регулирования
данного явления, в связи с чем в апреле 1991 года был принят Закон РСФСР «О занятости
населения в РСФСР».
Этот закон, обнаруживая свои недостатки, и развиваясь в динамике реформирования
экономики и изменений на рынке труда, претерпел семь редакций. Настоящий Закон о
занятости определяет правовые, экономические и организационные основы государственной
политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации
конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от
безработицы.
Тогда же, 4 июля 1991 года, постановлением Совета Министров РСФСР «Об утверждении
временного положения о Федеральной службе занятости РСФСР и временного положения
о Государственном фонде занятости населения РСФСР» была создана новая государственная
служба, призванная регулировать вопросы занятости населения, обеспечивать социальную
поддержку безработных граждан.
Вопрос социальной поддержки безработных на менее актуален и в настоящее время.
Многие граждане, оставшиеся без работы, не могут самостоятельно адаптироваться в
условиях современного рынка труда. Несмотря на снижение уровня безработицы, эта
проблема существует до сих пор.
В своей работе я наглядно продемонстрирую формы социальной поддержки безработных
граждан, оказываемые государством через службу занятости населения. Основываясь
на опыте работы в Департаменте федеральной государственной службы занятости населения
по Московской области, остановлюсь на спорных моментах, чаще всего возникающих в
практике, попытаюсь выявить недостатки сложившейся законодательной системы, регулирующей
социальную поддержку безработных граждан.
В процессе подготовки данной дипломной работы мной было переработано большое
количество литературы, в том числе периодических изданий. Работа построена в строгом
соответствии с последними изменениями законодательства.
|