Таковы основные гарантии социальной поддержки безработных, обеспечиваемые государством
в нашей стране. Несмотря на свои недостатки система отлажена и довольно неплохо
работает. Хочется посетовать на низкую инерционность законодательной системы, не
успевающую за изменением положения в сфере трудоустройства и занятости. Например,
открыв Закон о занятости, мы видим, что финансирование мероприятий по содействию
занятости и поддержке безработных осуществляются из средств фонда занятости, который
был упразднен еще в начале 2001 года.
В настоящее время готовится закон, который должен будет внести изменения в Закон
о занятости. Но произойдет это не ранее, чем лето 2002 года.
Проект этого закона сейчас анализируется в органах государственной власти, связанных
с осуществлением мероприятий по содействию занятости населения. Отталкиваясь от
этого проекта можно уже сейчас проследить тенденцию развития Закона о занятости
в области социальной поддержки безработных. Основным изменением окажется ограничение
категории безработных граждан, которым пособие назначается в процентном отношении
к заработной плате на прежнем месте работы. Теперь граждане, уволенные из организации
по собственному желанию, будут получать пособие по безработице в следующем процентном
отношении: 40 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте
Российской Федерации в первом периоде безработицы и 20 процентов во втором. Причем
периоды будут продолжительностью по 6 месяцев, т.е общий период выплаты пособия
по безработице для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном
исчислении 18 календарных месяцев, как и у граждан, впервые ищущих работу, стремящихся
возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, уволенных за нарушение
трудовой дисциплины, уволенных из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев,
предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работы
менее 26 календарных недель, а также граждан, направленных органами службы занятости
на обучение и отчисленных за виновные действия. Только у последней категории размеры
пособий по безработице будут начисляться соответственно в каждом периоде 30 и 20
процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации.
Подобное ограничение будет действовать и на безработных граждан, направленных
на обучение службой занятости и получающих стипендию.
Исключение составят лишь граждане уволенные по собственному желанию в связи с
уважительной причиной (в связи с переездом на новое место жительства в другую местность;
в связи с болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности;
в связи с необходимостью ухода за инвалидами I группы или больными членами семьи
и рядом других причин).
Думаю, что эти изменения вполне обоснованны, потому как граждане, увольняющиеся
по собственному желанию, сами, своими действиями переводят себя в категорию незанятых.
Поэтому создаваемая дифференциация вполне оправданна.
Что касается общественных работ, то считаю, что в целях урегулирования финансирования
общественных работ на уровне субъектов федерации и местного самоуправления целесообразно
было бы разработать нормативную базу по организации общественных работ и их финансирования
на соответствующих уровнях.
В отношении оказания материальной и иной помощи безработным пока изменений не
предвидится, хотя не мешало бы на местном уровне обеспечить дополнительные гарантии
в этой форме поддержки в целях усиления социальной защищенности безработных граждан.
|