Последние годы Россия находится в процессе перехода из одной экономической формации
в другую, что привело к социальным потрясениям, которые негативно сказались на всех
аспектах жизни, но сильнее всего пострадал институт семьи.
Из-за экономической нестабильности многие взрослые граждане потеряли работу,
стали мало уделять времени своим детям, что в итоге привело к значительному росту
детской преступности, беспризорности и общему количеству детей оставшихся без попечения
родителей. Такими детьми занимаются службы поддержки семьи и социальной защиты,
определяя их в специализированные учреждения.
Как показали исследования отечественных и зарубежных педагогов дети определённые
в учреждения начинают отставать от своих сверстников в развитии, тормозиться развитие
их интеллектуальных способностей и психофизических реакции организма. Эти особенности
проявляются во всех возрастных категориях, дети, находящиеся в учреждениях социальной
защиты, имеют проблемы в общении со своими ровесниками. Педагогическая общественность
выступает за облегчение процедуры передачи детей из специализированных учреждений
в семьи.
Нормативно законодательная база по этой проблеме в Российской Федерации проработана
довольно подробно. Система социальной защиты детей базируется на международных договорах
и конвенциях о защите прав детства. Россия как член международного сообщества строит
своё законодательство, опираясь на международный опыт.
Принятая программа по предотвращению беспризорности в контексте президентской
программы «Дети России» определяет направления работы служб социальной защиты семьи
и детства, которые должны вестись в государстве. Определены ответственные структуры,
отвечающие за снижение бродяжество среди несовершеннолетних.
Направления работы правоохранительных органов по предупреждению детской преступности.
Методы работы учреждений социальной защиты по правовому обеспечению детей оставшихся
без попечения родителей. Правовая сторона вопроса о передачи детей из учреждений
на воспитание в приёмные семьи регулируется специальными постановлениями и приказами
на уровне министерства образования и министерства социального развития. Законодательство
достаточно хорошо защищает детей в теории, но на практике не всё так гладко: передача
детей в семьи сопряжена с психологической проблемой, возникающей при адаптации ребёнка
к новой семье. В последнее время часто возникают скандалы по поводу незаконного
усыновления детей, ненадлежащего контроля со стороны правоохранительных органов
за деятельностью служб занимающихся усыновлением.
Дети, находящиеся в учреждениях, не зависимо от принадлежности и формы организации
этих заведений, по возможности должны быть устроены в семьи, так как это единственный
способ нормального развития личности. Ребёнок должен иметь семью, если его собственные
родители не способны заботиться о нем. Самым прогрессивным способом сейчас можно
назвать создание патронатных семей. В любом случае государственная политика сейчас
строится на том, чтобы дать, как можно большему количеству детей семью.
Общество обязано заботиться о детях, оставшихся без попечения родителей, так
как это один из основных признаков цивилизованного сообщества.
|