В заключение сформулируем основные выводы, которые следуют из приведенного выше
анализа.
Во-первых, сегодня социально-экономические диспропорции, неравенство и бедность
являются факторами прямого действия, тормозящими экономическое развитие и приводящие
к деградации человеческого капитала.
Во-вторых, причиной возникновения и углубления этих диспропорций является явно
прочный механизм распределительных отношений на всех этажах экономики: отраслевом,
региональном и индивидуальном. Без глубокого реформирования этих распределительных
отношений невозможно эффективное решение задачи повышения темпов экономического
роста.
В-третьих, порождаемые существующими распределительными механизмами деформации
по существу приводят к нарастающему «разрыву» нашей общественной системы на региональном,
экономическом и социальных уровнях, что резко ослабляет национальную безопасность.
В-четвертых, одним из решающих направлений ликвидации избыточного неравенства
и сокращения бедности является перекладывание налоговой нагрузки на богатых, особенно,
когда они используют богатство и капиталы не для роста производства.
В-пятых, важнейшей составляющей этой проблемы является строгий и полный учет
этого богатства и его адекватное налогообложение.
Давно известный, но позабытый метод налоговой дискриминации мог бы быть
в российских условиях весьма эффективным, если использовать его с толком. Повышение
зарплат могло бы быть стимулировано радикальным снижением единого социального налога
(ЕСН) в сочетании с налоговой дискриминацией прибыли в зависимости от доли оплаты
труда в добавленной стоимости (или в стоимости конечной продукции). Последнее подразумевает,
что предприятия с заниженной долей оплаты труда в добавленной стоимости или в
стоимости конечной продукции должны были бы выплачивать более высокий налог на прибыль,
чем предприятия, где эта доля выше. Кроме того, должны
быть восстановлены налоговые льготы на инвестиции, а снижение ЕСН компенсировано
повышением налогов на недвижимость. Фактически, социальный налог мог бы быть введен
как конкретная дополнительная часть налогов на собственность, доходы от собственности
и вторичные операции с недвижимостью и прочей собственностью. Дискриминационный
налог на продажи, под который подпадали бы только дорогие виды непродовольственных
товаров и дорогие виды услуг, также мог бы быть использован на социальные цели,
и частично компенсировал бы избыточное неравенство доходов. Радикальное перераспределение
налоговой нагрузки, не увеличивающее суммарный объем этой нагрузки, но перекладывающее
ее на богатых во всех ситуациях, когда они не используют свое богатство для роста
производства, могло бы существенно понизить экономическое неравенство, не снижая,
а, напротив, повышая стимулы экономического роста.
|