Итак, невольно получилась очередная попытка дать отчет на два извечных русских
вопроса "Кто виноват?" и "Что делать?".
Учения Паркинсона и Питера о бюрократии неожиданно сделали возможным сделать
очередной шаг в объяснении того, что происходило и происходит на обширной територии
называемой Россией. Вывод таков что бюрократия - это неотъемлемое системное свойство
России.
После всего этого трудно удержаться от того, чтобы не сказать, несколько перефразируя,
словами одного известного поэта:
Мы говорим Россия подразумеваем - бюрократия
Мы говорим бюрократия подразумеваем - Россия
Принимать или не принимать данное исследование, решать самим людям. Нашей путеводной
звездой в данной работе была не экономика, не право, не лидерство, но справедливость.
Возможно, для большинства россиян (и не только россиян), справедливость в их ценностной
шкале стоит ниже величия своей страны, или собственного достатка и благополучия.
Ради величия своей Родины (экономического, политического и территориального) и суровой
неотвратимости ее законов, они готовы терпеть и вездесущий произвол бюрократии.
Это их выбор и их право и, вероятно, их счастье.
К сожалению, приходится признать, что неудержимый современный технократиpованный
мир, движимый "реальной политикой" и циничным прагматизмом оставляет мало надежды
остальным.
Когда-то в "Сумме технологий", ровеснике "Закона Паркинсона" и "Принципа Питера"
великий польский писатель-фантаст и философ Станислав Лем весьма оптимистически
писал:
"Человечество не похоже на многообещающего, благородного и умного юношу, честного
в своих поступках; скорее это старый грешник, который тайком смакует всякие мерзости,
а наготове держит ворох лицемерных фраз. И все же этот грешник, уже тронутый параличом,
хочет лечиться, исправляться, испытывает - хотя бы временами - приступы благоразумия,
особенно после серьезных кровопусканий. Надо же дать ему какой-то шанс, несмотря
на рецидивы болезни, тем более что все мы в этом лично заинтересованы, а плохой
прогноз означал бы, что всякие меры, кроме непосредственно связанных с поддержанием
жизненных функций, не стоят усилий..."
В конце своей жизни, Лем, как и Питер в конце своей книги, признается в том,
что будующее его удручает и разочаровывает.
И все же в заключение несколько слов в защиту справедливости из статьи Я С Лурье
о Л Толстом: "Печальный опыт XX в, заключается в том, что попытки "делания истории",
основанные на любой социальной или национальной догме, губительны. В жертву таким
попыткам не должны приноситься нравственные принципы человечества."
Можно лишь догадываться, что за уроки готовит для нас 21 век - вероятно, не менее
суровые и кровавые. Наверное среди них будет и та забытая в наше время истина, что
глупо требовать справедливости для себя, при этом, отказывая в справедливости другим.
|