Анализ данных российской статистики за 90-е гг. показывает снижение удельного веса женщин по различным отраслям экономики. Это прежде всего коснулось промышленности, сельского хозяйства, строительства, жилищно-коммунального хозяйства. С 1990 по 1995 гг. занятость россиянок сократилась на 7,6 млн человек. Однако за это же время в сфере науки удельный вес женщин практически не изменился. Так, по данным российского статистического ежегодника, удельный вес женщин в общей численности занятых в сфере науки и научного обслуживания в 1980 г. составлял 52%, в 1993 г. - 53%, в 1995 г. - 51%. Более того, если мы обратим внимание на такой известный в области образования и науки центр, как город Томск, то удельный вес женщин в сфере науки и научного обслуживания здесь вырос с 44% в 1990 г. до 48% - в 1995 г. и составил 51% в 1999 г.
В то же время сегодня в научной и научно-популярной литературе встречается оценка положения женщин в науке, как аутсайдеров и маргиналов, занимающих в основном вспомогательные и низкооплачиваемые должности. Особо рассматриваются проблемы феминизации науки, а также горизонтальной (профессионально-отраслевой) и вертикальной (властно-должностной) сегрегации женщин в этой сфере деятельности.
В Пекинской декларации, принятой на четвертой Всемирной конференции по положению женщин в 1995 г., было отмечено, что "женщинам необходимо обеспечить равный доступ к экономическим ресурсам, включая землю, кредиты, науку и технику, профессиональную подготовку, информацию". В последнее время в нашей стране даже стали создаваться общественные организации "Женщины в науке и образовании", которые призваны решать различные практические задачи.
С учетом всего сказанного закономерно возникает вопрос, а каково реальное положение и роль женщин в современной российской науке? Что скрывается за бесстрастными цифрами официальной статистики? В связи с этим основной целью данной статьи является описание и анализ проблемы участия женщин в сфере вузовской науки на основе социологического исследования, проведенного в одном из старейших вузов Сибири - Томском государственном университете. Само исследование состояло из трех этапов, на которых использовались количественные и качественные стратегии, включающие разные методы сбора и анализа информации.
Объективный портрет работников (и женщин и мужчин), занятых в системе вузовской науки (сюда вошли те люди, которые по основному месту работы значились сотрудниками ТГУ), был составлен на основе анализа статистических данных. Весной 1998 г. их было 174 человека, 56% из них составляли женщины и 44% - мужчины. Среди мужчин 41% имели степень кандидата наук, 8% - доктора наук, остальные - без степени. Среди женщин 19% имели кандидатскую степень, 2% - доктора наук, остальные - без степени. Треть работающих женщин (34%) занимали так называемые технические, вспомогательные должности в науке: 15% - лаборантов и техников (1% - среди мужчин), 19% женщин занимали инженерные должности (7% - у мужчин). Но чем выше были должности, тем меньше становилось женщин: например, среди старших научных сотрудников доля мужчин была уже выше (26% - среди мужчин и 19% - среди женщин), среди ведущих научных сотрудников 8% - среди мужчин и 2% - среди женщин, среди главных научных сотрудников не было ни одной женщины (среди мужчин - 5%).
Следующим этапом исследования стало анкетирование, цель которого заключалась в составлении субъективного портрета работников на фоне научной деятельности.
Завершилось исследование проведением весной 1999 и зимой 2000 г. двадцати неформализованных интервью (каждое из которых занимало около часа времени) с женщинами и мужчинами - докторами наук, т. е. с теми, кто добился высокого научного статуса и успеха. Необходимо отметить, что всего в ТГУ работают 186 докторов наук, из которых 140 мужчин (75%) и 46 - женщин (25%).
Статистические данные показали, что в научной сфере женщины заняты преимущественно во вспомогательном секторе, и лишь небольшая часть имеет высокие должности и научные степени. Почему?
В литературе описываются три основных подхода, выдвигающих в качестве основной одну из причин, объясняющих роль и положение женщин в науке. С точки зрения первого, биологического, подхода рассматривается проблема различий в умственных способностях мужчин и женщин. Следующий подход выдвигает в качестве главной причину совмещения женщинами семейных и профессиональных ролей. И, наконец, третий подход - феминистский - объясняет роль и положение женщин в науке результатом их дискриминации, влиянием социокультурных традиций и стереотипов.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|