Если о коммуникации говорить как о перекодировке вербального в невербальное, то письменность
возникает из обратного действия: перекодировке невербальных характеристик в вербальные. Например, письменность в древнем Китае возникает именно для процессов социального управления хозяйственными ситуациями. Мир требовал счета и управления, и письменная фиксация облегчила этот процесс. Эти процессы разнонаправленной кодировки можно изобразить следующим образом:
Современная действительность может создавать длинные вербальные тексты, которые уже не связаны непосредственно с процессами перехода в невербальную сферу. Это, например, литература. Но если говорить точнее, литература именно таким образом и трактуется тоталитарными государствами как воспитывающая и перевоспитывающая вербальная реальность. С современных позиций литературой
становится увеличение вербального компонента за счет уменьшения невербального. Ритуал
реализует обратное соотношение: удлинение невербального компонента за счет сокращения вербального. Это можно изобразить следующим образом: Литература
|
Вербальный компонент |
Невербальный |
Ритуал |
Невербальный |
Вербальный |
За счет этого становится возможным подобное удлинение вербальной переменной. Удержание внимания реализуется с помощью введения героя, который попадает в большое число событий. Качественное изменение вербального текста позволило оттенить его невербальную составляющую. Хорошо известен психологический факт отключения внимания, например, при прослушивании новостей продолжительностью более одной минуты. Литература должна вновь вернуть это уходящее внимание к своему тексту.
Литературу (как и ритуал) можно рассматривать как нормопорождающую структуру. В результате перехода от входа к выходу происходит введение нормы
. В литературном тексте отмечается наказание негатива и вознаграждение позитива. Происходит явное упорядочивание ситуаций в пользу вводимой нормы. Набор случайных ситуаций очень четко структурируется в результате прохождения литературного текста. Причем это системный взгляд, ибо и положительные и отрицательные герои обладают соответствующей внешностью, набором поступков и т.д.
Есть еще одна важная характеристика литературных текстов – его незавершенность
. До последней страницы текст ощущается как незаконченный. Известна роль незавершенных действий для человеческой психики. Человеку свойственно стремиться к завершению подобных ситуаций. Особенно ярко это качество незавершенности проявляется в явлениях массовой культуры
|