Важнейшим следствием углубления социально-экономического кризиса становится безработица. Рассчитанное по методике Международной организации труда (МОТ) число безработных на конец 1996 года составило свыше 8% активного населения. Но эти данные не учитывают колоссальную по масштабам скрытую безработицу. С её учётом реальный уровень безработицы специалисты оценивают в 13%. В западных странах 8-10- процентный уровень безработицы оценивается как тревожный
Романтическое свидание услуги и сервисы в краснодаре романтическое свидание краснодар. При общем кризисном состоянии общества поистине шокирующее впечатление производила социальная сфера. Первым и наиболее существенным результатом «либеральной» революции стало ухудшение социального самочувствия населения, связанное с распадом социальной инфраструктуры, чудовищным ростом стоимости социальных услуг, стремительным углубление социального неравенства. До середины 80-х, а в большинстве случаев и до начала 90-х годов, процессы, характеризующие состояние социальной сферы, сохраняли в целом позитивную направленность. Россию можно было отнести к числу государств с высоким уровнем социального благополучия. Тем не менее, этот вывод не отрицает многих недостатков системы социального обеспечения, сложившейся к середине 80-х годов, и ни в коей мере не идеализирует состояние дел в социальной сфере.
Ныне снижение объёмов производства сопровождается лавинообразным ростом цен на основные продовольственные товары, предметы повседневного спроса и услуги. Сначала 90-х годов получили развитие все слагаемые социального неблагополучия: снизились объёмы отечественного производства продуктов питания, товаров повседневного спроса. Рост заработной платы не был адекватен росту цен на все виды продукции и услуги.
В результате проводимого курса сегодня в обществе сформировался такой уровень несовместимости интересов в нижних и верхних слоях, при котором социальные противоречия перерастают в острые конфликты и способны вызвать взрыв. Противостояние по линии «богатые-бедные» дополняется несовместимостью политических симпатий среди лиц, относящихся к одному и тому же имущественному слою. Так, среди наиболее состоятельных граждан можно встретить талантливого предпринимателя и коррумпированного чиновника, процветающего актёра и лидера мафиозной группировки. Среди лиц с низким уровнем доходов оказались и квалифицированные рабочие, и инженерно- технический персонал, и люмпенизированная часть общества. При таком составе населения имущественная дифференциация не приводит к гармонизации отношений: политические симпатии, определяющие гражданский выбор, в том числе и при голосовании, формируются без учёта имущественного положения. Из этого следует, что имущественная дифференциация не привела к социальной консолидации, и не является основой гражданского мира. Более того, противоречия по «вертикали» дополняются несовместимостью политических интересов по «горизонтали» и создают социальное напряжение, способное вылиться в борьбу каждого против всех. В таких условиях единственным способом восстановления гражданского мира оказывается диктатура личности, опирающаяся не на национальное согласие и не на интересы одной группы населения, а на карательный потенциал государства.
Анализ ситуации в России позволяет обнаружить ряд явлений, которые в других странах приводили к установлению диктатуры в форме фашизма. В их числе: распад традиционных социальных институтов и структур управления; социальная дезориентация, утрата нравственных ценностей и духовных идеалов; маргинализация и люмпенизация значительных слоёв населения; пробуждение низменных инстинктов и экстремизма; использование насилия для достижения политических целей, криминализация общественных отношений; фальсификация исторического прошлого; ослабление государственной власти; ущемление национального достоинства и развитие комплекса национальной неполноценности.
|