Рисунок 1.
Гистограмма расходов домохозяйств на покупку алкогольных напитков за 4 квартал 2004 г.
На рисунке 1 представлен фрагмент гистограммы переменной «Расходы на покупку алкогольных напитков (руб.)»: максимальное значение шкалы ограничено суммой 5000 рублей, хотя максимальная оценка квартальной суммы расхода составила по обследованным домохозяйствам 29600 рублей; в интервал 0–5000 рублей попадают 97,3% домохозяйств. Таким образом, мы видим характерный процесс убывания численности домохозяйств при переходе к более крупным суммам затрат на спиртные напитки.
Всего же 41,3% домохозяйств указало нулевые расходы на приобретение алкогольной продукции. Это отчасти согласуется с выводами, сделанными В.С. Тапилиной: «доля потребителей алкогольных напитков в составе населения в возрасте 15 лет и старше за последнее десятилетие колебалась в интервале 75-78%». Доля лиц вообще не употребляющих алкоголь позволяет отнести Россию, по её мнению, к группе наиболее благополучных стран в этом отношении. Да и среди тех, кто потребляет алкоголь, по частоте, т.е. регулярности потребления напитков российские потребители не выделяются в худшую сторону от других стран. Российская специфика, связанная с неумеренным потреблением алкоголя, однако, связана с «поляризованностью» потребителей спиртных напитков: интенсивность потребления в группе наиболее склонных к напитку очень высока, равно как высоки и разовые объёмы потребления.
Оценённая по выборке доля расходов на потребление алкоголя (из общего объёма потребительских расходов) в 2% согласуется с опубликованными агрегированными данными государственной статистики. В целом, согласно сборнику [РСЕ, 2005], доля расходов на покупку алкогольных напитков снизилась с 5–6% в конце 1980-х–начале 1990-х гг. до приблизительно 4% в середине 1990-х и далее – примерно до 2% в настоящее время. То, что это произошло на фоне роста расходов на продукты питания, я склонна связывать с ростом ценовой доступности алкоголя в 90-е гг. прошлого века, а также – с переключением части потребителей на производство собственных вин и самогона (такая точка зрения также встречается в исследованной мной литературе).
Исследуем корреляции между расходами на алкоголь и прочими статьями потребительских расходов по децильным группам. Статьи расходов представим в начале в рублёвом выражении, а затем – в долях от общего объёма потребительских расходов в квартале.
Таблица 2.
Коэффициенты корреляции Пирсона между расходами на приобретение алкогольных напитков (руб.) и прочими статьями потребительских расходов по децилям
Дециль по среднедушевым располагаемым ресурсам |
Расходы на покупку продуктов питания |
Расходы на питание вне дома |
Расходы на покупку непродовольственных товаров |
Расходы на оплату услуг |
1 дециль |
.203 |
-.013 |
.134 |
.102 |
2 дециль |
.294 |
.000 |
.205 |
.155 |
3 дециль |
.304 |
.051 |
.207 |
.183 |
4 дециль |
.368 |
.083 |
.208 |
.174 |
5 дециль |
.398 |
.070 |
.203 |
.179 |
6 дециль |
.387 |
.096 |
.188 |
.192 |
7 дециль |
.429 |
.151 |
.194 |
.168 |
8 дециль |
.424 |
.160 |
.218 |
.204 |
9 дециль |
.404 |
.118 |
.132 |
.137 |
10 дециль |
.429 |
.184 |
.086 |
.071 |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|