3. «Социология», Фролов С. С., Москва: «Гардарики», 2000 год.
Фролов даёт описание содержания понятия «культура». «Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительный жизненный опыт людей даёт основания предположить, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей».
В дальнейшем автор накладывает данное описание на отдельную личность, индивида. Поясняя, что «В силу индивидуального восприятия окружающей среды каждая личность по-своему понимает социальные отношения, создавая уникальный личностный образец проявления общих правил, обычаев и традиций. Индивид и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им специфические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры».
«Очевидно, что в привычном, обыденном понимании существует несколько различных значений слова «культура», обозначающих, как элементы поведения, так и стороны деятельности человека». Фактически, определённый пласт культуры закрепляется за человеком с рождения. В этот пласт входят составляющие, как индивидуальной культуры, так и культуры общества, в котором живёт человек. «Исходя из этого каждый индивид рассматривает культуру, как долю своего социального наследия, как традицию, переданную ему предками». При этом, в «обществе существует специфическая, отличная от других система взаимосвязанных норм, обычаев, верований и ценностей, разделяемых большинством членов общества, которая отличается от других систем подобного рода».
Далее автор говорит о взаимосвязи материальной и нематериальной культуры: «Всё социальное наследие можно рассматривать, как синтез материальной и нематериальной культуры». В свою очередь «материальная культура должна рассматриваться, как результат нематериальной».
4. «Социология», Волков Ю. Г. и Мостовая И. В., Москва: «Гардарики», 2000 год.
В начале авторы пытаются обозначить сегодняшнее состояние и местоположение культуры с точки зрения социологии.
«Социологи рассматривают культуру, как систему духовных кодов, некую информационную программу, которая заставляет людей воспринимать происходящее в определённом свете, поступать так, и не иначе, оценивать события и действия предвзято». «Информационный век уже наступил, но люди продолжают пользоваться представлениями индустриального общества: оценивают новые услуги мерками массового товарного производства, закрепляют границы информационного обмена, отстаивают прежние социальные стандарты». В тоже время можно отметить и противоположный процесс. К примеру, христианские заповеди были сформулированы как новый духовный принцип общежития почти 2000 лет назад, но до сих пор не возникло общество, построенное так и следующее этим принципам».
«Изучая малые и большие, традиционные и современные общества, социологи, культурантропологи и психологи постепенно выявляли некие элементы, которые обязательно присутствуют в каждой социальной культуре. К таким универсальным компонентам М. Мид и К. Клакхон относят следующие элементы общества:
o язык, как символику и смысл действий (знаки и значения);
o ценностную систему, как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, идеологий;
Перейти на страницу: 1 2 3
|