Любая деятельность личности структурирована. Ее структура включает в себя: 1) мотивы, цели, средства; 2) условия, факторы, деятельность; 3) поведение и действие личности; 4) результат деятельности. Деятельность предстает как основной способ бытия человека в мире, включающий все указанные элементы ее структуры.
В социологии принято выделять экономическую, политическую, духовную и общественную, в частности досуговую, семейно-бытовую, формы деятельности личности. Каждая из них также структурирована и дифференцирована.
В соответствии с характером отношений личности к окружающему миру социологи подразделяют деятельность на материальную и духовную, практическую и теоретическую. А исходя из отношения к объективному ходу исторического процесса — на такие формы деятельности, как прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная. До сих пор спорным остается выбор критерия отнесения деятельности к прогрессивной или реакционной. В современных условиях проблема революционной и контрреволюционной деятельности теряет актуальность, на первый план выдвигается агрессивная деятельность, прежде всего террористическая.
Анализируя деятельность по ее результату, социологи различают творческую (инновационную) и воспроизводящую (репродуктивную) деятельность. Первая направлена на получение нового результата, вторая — на воспроизведение имеющихся результатов или на создание базы, необходимой для инновационной деятельности.
Наиболее полно способности и таланты личности раскрываются в её основной деятельности. Гармоничной и целостной она становится о мере освоения двух форм деятельности — профессиональной и семейно-бытовой. В современных условиях личность может оптимально организовать свою бытовую деятельность. Это сберегает силы для профессиональной деятельности.
Социологи полагают, что при формировании, функционировании и развитии личности основными видами деятельности являются игра, образование и труд. В филогенезе человека главенствующее значение имеет труд. Виды трудовой деятельности многообразны и многогранны, что накладывает отпечаток на личность. Для любой деятельности важны:
· качества личности, требуемые и проявляемые в деятельности;
· объективные и субъективные оценки деятельности, выражающиеся в общественном одобрении или порицании;
· мотивы деятельности, стимулирующие ее определенные виды;
· способы и механизмы деятельности, предлагаемые обществом и выбираемые личностью;
· результаты деятельности, социально и индивидуально значимые.
Деятельностный подход к личности сводится к:
· определению системообразующего звена, доминантного вида деятельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т.д.);
· выяснению принципа осуществления деятельности — вынужденная или свободная, отчужденная или неотчужденная;
· изучению характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности;
· исследованию уровня осуществления каждого из видов деятельности.
Социальная личность, по Ф. Знанецкому, формируется в условиях определенной социальной среды и воспроизводит имеющиеся в обществе модели реальных систем прав и обязанностей. В целом отметим, что человек личностью становится и остается лишь в обществе.
|