Ясно, что большевики совершенно сознательно заложили в административное деление Закавказья потенциальную «невозможность» выхода любой из республик из состава СССР. Не только эти, но и все границы на Кавказе, имеют, образно говоря, «провокационный» характер, что, впрочем, не помешало распаду Союзного государства.
Карабахцы никогда до конца не примирились со своим статусом автономии АзССР, отдельные волнения происходили в течение всех семидесяти лет советской власти, перестройка же дала новый импульс этнополитнческим устремлениям карабахских армян.
В феврале 1988 года сессия облсовета НКАО подтвердила итоги общенародного референдума, выразившего желание народа воссоединиться с Арменией. Ответом на карабахский плебисцит стал сумгаитский погром (кстати, одно из первых в СССР кровопролитий на этнической почве), в ходе которого погибло около 100 чел. В апреле-августе 1991 г. армянское население Шаумяновского и Наримановского районов было депортировано и лишь благодаря провозглашению непризнанной Нагорно-Карабахской республики удалось предотвратить депортацию армян и с территории самой НКАО.
Конфликт набирал силу. После взятия карабахской армией Шуши и Лачина республика «вышла» на границу с Арменией, кроме того, были захвачены и азербайджанские районы, непосредственно примыкавшие к бывшей НКАО.
На данный момент ситуация «заморожена»: никем, кроме Армении, непризнанная республика имеет президента, правительство и парламент, с чем не может, естественно, примирится Баку, не говоря уже о значительных для него территориальных потерях.
Напомним, что международное сообщество равно уважает право народа на самоопределение (в Карабахе прошел референдум, причем дважды) и принцип территориальной целостности, в данном случае Азербайджанской республики.
Поиски выхода из тупика, к сожалению, ведутся в плоскости «политической целесообразности» (кстати, точно так же, как и на Балканах).
Каспий и регион Закавказья президент США Б. Клинтон официально объявил зоной «жизненных интересов» США. Они обусловлены нефтяными запасами Каспия и Средней Азии, стратегическом положением в уязвимом «подбрюшье» России и в тылу Ирана и Китая. По сообщениям азербайджанских источников, именно Азербайджан рассматривается в качестве «стратегического партнера» в обеспечении интересов США в данном регионе. Позиция России во многом обусловлена наличием собственной «непокорной» территории — Чечни (прецеденты опасны!), так и все теми же нефтяными интересами, которые незримо присутствовали в заявлении министра иностранных дел России, сделанных на пресс-конференции после встречи со своим армянским коллегой: «Каспийская нефть создает принципиально новую ситуацию, с которой следует считаться всем».
В этой «новой ситуации» положение Минской группы СБСЕ (сопредседатели — Россия, Франция, США), которая пытается сохранить максимально беспристрастную позицию согласно своему мандату (on the bases of impartiality), оказывается весьма незавидным. В соответствии с постановлениями Совета Безопасности в качестве основного средства мирного урегулирования в рамках Минской конференции определены переговоры между всеми участниками вооруженного конфликта —Азербайджанской республикой, Республикой Армения и избранными представителями Нагорного Карабаха (эвфемизм для непризнанной НКР).
Перейти на страницу: 1 2 3
|