Это направление развивалось на базе идей, изложенных Ретлисбергером и его коллегами в книге «Менеджмент и рабочий», а также в сборнике статей, написанных 1936—1941 годах,— «Менеджмент и мораль».
Перенося акцент на «человеческую» сторону производственной жизни, представители этого направления подчеркивали, что формальная организация есть «лишь чертеж функциональных связей».
Успех же ее определят люди, работающие в ней, и слаженность их взаимоотношений.
Более того, стало считаться, что "предприятие помимо экономического эффекта должно обладать эффективностью «человеческой», то есть давать людям морально-психологическое удовлетворение от работы. Последнего же можно достичь, как подчеркивал Ретлисбергер, при условии внимания к той эмоциональной и социальной окраске, которую приобретают в глазах рабочего каждая черта формальной производственной организации, а именно: система оплаты, иерархия статусов, процедура принятия решения, разборы жалоб, методы управления и рационализации производства и т. п. Кроме того, должен учитываться сложившийся неформальный коллектив с его традициями и привычками.
То есть речь шла о более широком понимании сложных пружин социального оведения людей. А отсюда была признана необходимость отказаться от представления о поведении людей (рабочего) как о прямой функции стимулов, создаваемых менеджментом по формуле S—R. Эту формулу необходимо было уточнить опосредующим звеном A.(S—А—R), которое представляет собой «позиции», «установки» рабочего.
Такая постановка положила начало изучению факторов, влияющих на характер установок поведения рабочего на производстве, где важное место отводилось, естественно, влиянию неформальной группы.
Как подчеркивал Ретлисбергер, поведение рабочего нельзя понять из логических и экономических посылок, оставляя без внимания силу групповых традиций и привычек.
В этой связи выдвигалась на первый план фигура «просвещенного менеджера», который должен помочь адаптироваться рабочему к производственной обстановке. Важным условием в этих целях стало совершенствование системы внутризаводских коммуникаций.
Коммуникация выступала как необходимое условие «взаимопонимания», двустороннего контакта между рабочими и администрацией предприятия и их сотрудничества. Коммуникация должна была обеспечить беспрепятственное сообщение между, потоками информации в формальной и неформальной структурах предприятия и ориентировать рабочих на достижение «общих целей». По Ретлисбергеру, своевременная и конкретная информация о настроениях рабочих позволяет «умному» менеджменту строить отношения с персоналом с учетом стремлений и ценностных ориентации рабочих. Отсюда он делал упор на все формы понимания, внимания, манеру общения, участия в распределении работы, продвижения и т. д.
Центральное место в разработке приемов получения различного рода социальной информации занимают у Ретлисбергера приемы интервьюирования рабочих.
Интервью,
в ходе которого психолог снимал «блокировку» между формальными и неформальными каналами информации на предприятии и обеспечивал взаимодействие между «позициями» рабочих, с одной стороны, и политикой администрации, с другой, то есть интервью превращалось в инструмент «социальной диагностики и терапии».
В этой-связи нельзя не отметить, что данные Хоторнского эксперимента свидетельствовали о резком уменьшении числа официальных жалоб от рабочих после введения практики интервьюирования. Намеченные общие принципы «демократического управления» в соответствии с прагматической направленностью американской социологии переводились на язык конкретных практических установок, причем часто расшифрованных до мельчайших деталей. Это же отражалось и в требованиях к интервьюеру, поставляющему социальную информацию о рабочих. Причем рабочему, образно говоря, гарантировалась «тайна исповеди» и беспристрастность.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|