Социальное отношение и габитус имеют разный онтологический статус: существование социального отношения возможно без непосредственного человеческого осуществления, а существование габитуса — нет. Социальное отношение может быть отсрочено, может выпасть из непрерывного во времени процесса воспроизводства/производства, может быть отложено, как книга в библиотеке, которую сегодня никто не читает, но которая завтра будет востребована. Напротив, габитус не существует вне агента.
Как выбрать надежного мастера по ремонту замков. Как возможны практики? Как замещение социального отношения практиками. Это замещение происходит в социальной реальности, организованной как система различий, и зависит от временного разрыва между практиками и социальным отношением. Этот разрыв носит характер процесса отсрочки в будущее социального отношения: оно всегда пред-послано практикам, для них оно всегда уже бытийствует, а поскольку практики суть живое настоящее, постольку реализация отношения (если мы берем его за точку отсчета времени) для него перманентно отложена в будущее.
Социальное отношение систематически порождает практики; ансамбль социальных отношений порождает систему практик, фиксируемую как система различий. В этом плане социальное отношение можно интерпретировать как "систему различий второго порядка". Эта «система» выражает, во-первых, процесс производства различий и, во-вторых, многообразие модусов существования различий. Социальное отношение предполагает не только временнoй разрыв с практиками (пред-существование, промежуток времени, отделяющий его от практик), но и одновременное со-существование различных (в том числе, противоречивых и конфликтных) практик в едином процессе их порождения и откладывания социального отношения в будущее. Существование различий второго порядка означает множественность инстанций производства практик, что исключает концепцию практики как константы присутствия.
Временной разрыв между практиками и социальными отношениями воспринимается агентами как прерывность социальной реальности. Эта прерывность зачастую описывается и интерпретируется наблюдателем-социологом как отсутствие у социальных отношений причиняющей силы, примат субъективного структурирования социальной реальности над объективным.
Промежуток времени, отделяющий социальное отношение от практик, в процессе интериоризации становится габитусом. Поэтому практики непосредственно не связаны с социальным отношением, а его бытийствование не может быть сведено к присутствию: и присутствие, и отсутствие неполно отражают бытийствование социального отношения, это бытийствование может быть описано лишь как отличие от самого себя, несовпадение с собой. Социальное отношение затронуто различием и отсрочено в будущее: являясь производством системы различий, социальное отношение продуцирует также и систему различий второго порядка, в том числе — различия с самим собой.
Производство практик возможно лишь в том случае, если каждое событие социального мира, которое допускает определение как наличие в настоящем времени, соотносится с чем-то иным, нежели оно само, несет в себе последствия детерминаций, имевших место в прошлом, и в тот же самый момент отрицает само себя своей связью с будущими событиями113. Сущностной тенденцией существования является временность: существование в социальном мире есть присутствие того, что было в прошлом.
Перейти на страницу: 1 2 3
|