Общепризнанно, что в человеческом сознании в той или иной форме находят свое преломление самые разные проявления бытия, закрепляясь в системе образов, представлений и символов. Именно поэтому изучение образа мыслей людей, способов и форм организации мышления, конкретных и образных картин мира, запечатленных в сознании, может нами рассматриваться как «ключ», помогающий понять логику исторического процесса как в целом, так и применительно к отдельным историческим феноменам.
Принимаясь за рассмотрение представлений социальных «низов» о государственном и общественном устройстве, необходимо понимать, что данная тема весьма обширна и неоднозначна. В частности, взгляды и формы протеста крестьянства в целом отличаются от аналогичных представлений и действий со стороны, например, городского населения. Между тем, внутри того же крестьянства легко выделить по крайней мере три слоя – государственных, частновладельческих и монастырских, а ведь можно еще вводить градацию по принадлежности к производству, вероисповеданию, месту жительства и так далее.
Как бы то ни было, но в данной работе мы сознательно сузили тему, обратив внимание на общие для всей России XVIII в. черты и характер представлений социальных «низов» о власти на примере крестьянского населения.
Хотелось бы сразу отметить, что, опираясь на изученный материал, мы можем с полным основанием говорить о том, что в целом тенденции и характер формирования представлений крестьянства о власти были относительно схожи на всей территории страны. Однако, допуская некоторую общность мотивов, мы не имеем права утверждать, что социальный протест в Прибалтике был идентичен, например, выступлениям на Украине или в Сибири. Как бы то ни было, но именно на окраинных территориях, вошедших в состав России сравнительно недавно, социальный протест, зачастую, был более выражен и нередко принимал крайние формы. Не исключением в этом вопросе стала и Сибирь, в особенности западная ее часть, непосредственно контактировавшая с горнозаводским Уралом.
Понятно, что историю Сибири ни в коем случае не следует рассматривать в отрыве от истории российской. Контакты с Сибирью были достаточно активны задолго до официального ее вхождения в состав Московского государства, а, начиная с последней четверти XVI века, Сибирь уже полностью зависит от политических и социально-экономических явлений, оказывающих общероссийское влияние. К XVIII веку на территории Сибири присутствовали и, что немаловажно, были достаточно развиты, все необходимые атрибуты административного, фискального и судебного управления, а значит, в полной мере распространилась и общая для всей России система социально-экономических отношений. Подобные же выводы можно сделать, рассматривая историю большинства окраинных территорий России.
Таким образом, учитывая характер нашей работы, было бы разумно на основе имеющихся разработок отечественных исследователей, а так же опираясь на доступные источники, рассматривая историю одного из подобных регионов, проследить общие для всего государства изменения представлений «низов» общества о власти, государственном и общественном устройстве в России на протяжении XVIII века. Само собой, что в качестве дополнительной цели исследования в таком случае станет выявление их местных особенностей, порождаемых природными и социально-бытовыми условиями, структурой населения, удаленностью от столицы и прочими факторами.
Опираясь на вышесказанное, Сибирь и горнозаводской Урал были определены в качестве территориальных границ темы настоящей работы. Как нам показалось, было бы разумным провести опытное исследование особенностей развития общественного мировоззрения русского населения Сибири на этапе формирования абсолютистской модели управления. Тем не менее, для наиболее полной иллюстрации того или иного утверждения, в работе могут привлекаться и сведения об аналогичных представлениях или формах протеста, происходивших на соседних территориях. Кроме того, характер заявленной темы вынуждает нас обращать внимание на общие аспекты формирования социально-политических взглядов народа и народного сознания как такового.
|