Антифеодальный и антигосударственный протест старообрядцев основывался на обширном комплексе представлений как светского, общего для всех крестьян, так и специфически религиозного характера. Несмотря на то, что разнообразные свидетельства показывают отсутствие определенной границы между сибирскими староверами и остальным русским населением Сибири середины XVIII в., их протест в первую очередь порождался все же религиозными чувствами.
Однако, именно в религиозном расколе в полной мере проявились традиционные черты крестьянского общественного быта и сознания. Например, крестьяне весьма четко проявляли свои «наивно-крестьянско-монархические» иллюзии, противопоставляя якобы исходящие от государыни облегчения притеснениям духовенства и генералов: «нас милосердная царица жалует и притеснений чинить не велит», «должны мы за милостивую государыню бога молить, и нас в церковь сильно не погонют на увещевание ваше не глядим».
Впрочем, корни раскола лежат гораздо глубже. Староверие явилось важнейшим компонентом в антигосударственном движении, неся в себе идеал воли и праведной жизни прежних времен. Со временем староверие стало занимать важнейшее место в борьбе против государства со стороны всего крестьянства. В движении староверов значительная часть народа активно противостояла разрушительным для народной жизни действиям власти, отстаивая собственные духовные ценности. Крестьяне, придерживающиеся «официальной» веры нередко выступали заодно со старообрядцами, поддерживая все выдвигаемые ими лозунги. Тем не менее, большинство исследователей, характеризуя активные формы протеста, отводят в этом вопросе ведущую роль именно староверию.
|