Социальная реальность не есть нечто сначала определенное, а затем открываемое: открытость означает возможность единства социальной реальности до разделения на противоположенность субъекта и предмета, возможность соотнесенного с практиками "онтологического объяснения" в социологии80. Доступ к социальной реальности открыт агенту не в ощущении ее как чувственной вещи, а в событиях практик. Практики суть онтико/онтологическое определение агента, опосредствующая инстанция в отношении между сущим социального мира и социальной реальностью. В "модусе бытийствования"81 социологические практики выходят в социальную реальность: как способ бытийствования, как допредикативный вненаучный опыт агента научного производства они не являются интенциональными актами, не тематизируют готовые предметности социологии и их понятийные отражения. Несомненно, практики как иное социальной реальности не более, чем один из модусов ее данности, но не она сама.
Душевые поддоны ruspanel rpg купить. Социальная реальность — всегда событие, свершение (Geschehen) открытости. Однако социологическое объяснение не есть непосредственная интуиция или некие "фоновые практики", несовместимые с опосредствованным общезначимым познанием. Будучи фиктивными образами социальной реальности, социологические конструкты служат, тем не менее, орудиями практик, открывающих доступ к социальной реальности.
Социальное отношение недоступно непосредственному усмотрению, не являет само себя социологическому опыту, но познается опосредствовано, при помощи интеллектуального конструирования. Постулируемое наукой социальное отношение — вещь в узком смысле, т. е. бытие, трансцендентное сознанию ученого, а не просто теоретический конструкт, организующий социологический опыт. Социальное отношение является условием действительности всякого присутствия; это «место», открытое для социальных явлений и вмещающее их; это чистая открытость — разрывы и сближения — предшествующая каким-либо предметным определениям. Социальное отношение не идентифицируется с отдельным множеством сущих социального мира, оно не есть, но имеет место.
Социальное отношение представляет собой пространственно-временн?е становление как производство/воспроизводство социальных различий: практик, их результатов, условий и предпосылок: вещей, представлений, диспозиций… вообще всего того, что может выступать в обществе в качестве различия. Однако социальное отношение не существует до социальных различий, в виде некоей элементарной пространственно-временн?й формы вне процесса социальных различений — неподверженной эмпирическим случайностям формы, у которой нет истории. Иными словами, социальное отношение — производство/воспроизводство социальных различий, которое ни самодостаточно, ни элементарно-просто: оно есть исторически обусловленное и различающее производство/воспроизводство социальных различий.
Присутствие и отсутствие не являются модусами социальной реальности. Социальное отношение есть присутствие отсутствия82, т. е. ни присутствие ни отсутствие, ни заполненность ни пустота — это опространствливание-овременение, т. е. ни пространство ни время, это событие, т. е. ни полагание ни отрицание. (Термин "опространствливание-овременение" употребляется Ж. Дерридой в несколько ином значении и восходит к Raum geben и Zeit geben М. Хайдеггера.) Социальное отношение не поддается снятию, не может быть «растворено» в сущих социального мира и не управляется, не направляется каким-либо трансцендентальным означаемым вроде кантовского a priori.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|