Рассмотрев выше наиболее значимые положения государственной поддержки семьи, я пришёл к выводу, что как таковая семейная политика ориентирована изначально не на семью – как на важнейший социальный институт, а как что-то обезличенное, ориентированное на удовлетворение чисто физиологических потребностей. Создаётся впечатление, что для государства семья – опостылевшая неизбежность, которую невозможно не замечать. Те так называемые «компенсационные» выплаты, которые практикует правительство на местном и федеральном уровне, у нормальных людей вызывают, мягко говоря, недоумение. На такие деньги невозможно даже минимально удовлетворить те потребности или решить те проблемы, на которые ориентировано выделение этих с позволении сказать «средств».
«… её (Концепции государственной семейной политики РФ – авт.) содержание ориентирует деятельность государства и его органов на решение именно краткосрочных, конъюнктурных задач, связанных, как сказано в документе, с улучшением материальных условий жизнедеятельности семей, профилактикой бедности и поддержкой малоимущих семей…
Фактически то, что сейчас называют семейной политикой, будучи в содержательном плане материальной помощью бедным, концептуально и аксиологически отражает политическое предпочтение изолированной нуклеарной семьи с одним - двумя детьми.» [Антонов, Медков «Социология семьи», 244-245].
Особняком стоят две федеральные программы Правительства России, направленные на поддержку семьи: «Планирование семьи» и «Безопасное материнство». На протяжении всего периода действия этих программ существовало и существует реальное снижение числа абортов и младенческой/материнской смертности.
Немного особняком стоит направление семейной политики в Москве. Наряду с поддержкой неполных, социально незащищённых и малоимущих семей, в Москве особое внимание уделяется поддержке многодетной семье. Материальная и иная помощь многодетным семьям в Москве выделена в отдельное положение, а наполнение местной программы поддержки многодетной семьи намного более качественное, чем в иных федеральных программах и нормативных актах.
Но всё-таки стоит отметить, что как малоимущие, так и многодетные семьи не могут быть опорой репродуктивной функции общества. На многодетность независимо от материального достатка согласна всегда определённая небольшая часть населения. Поэтому приоритетное внимание государственной и местной семейной политики должно уделяться, прежде всего, молодым и среднестатистическим семьям, создание большой семьи (3-4 ребёнка) должно стать престижным и, главное, почётным для молодых семей, родители должны чувствовать со стороны государства поддержку, при решении заводить детей. Пока эта принципиальная позиция не возобладает в умах властьпридержащих, перспективы семьи в России очень и очень смутны.
Свой реферат мне хотелось бы завершить определением, которое дают А.И. Антонов и В.М. Медков в своей книге «Социология семьи» по отношению к семейной политике: «Семейная политика – это деятельность государства, политических партий, общественных организаций, групп интересов и т.п., направленная на возрождение семьи, семейного образа жизни, утраченной на длительном историческом пути фамилистической культуры общества, возвращение семье органически присущих ей социальных функций, направленная, говоря социологическим языком, на укрепление семьи как социального института.»
Антон Запольский
ПР-33
02.01.03 23:45
|