В Институте экономики РАН разработана такая методика, предусматривающая не только анализ и оценку деятельности органов службы занятости населения, но и механизм состязательности между ними на основе принципов материального стимулирования.
Система показателей оценки службы занятости, предложенная в упомянутой методике, включает следующие относительные показатели:
· удельный вес численности незанятых граждан, трудоустроенных по направлению центра занятости: в общей численности принятых на работу в городе или районе; в общей численности не занятых трудовой деятельностью граждан, обратившихся в центр по вопросу трудоустройства;
· удельный вес безработных, трудоустроенных по направлению центра занятости и оформленных на досрочную пенсию, в общей численности снятых с учета безработных;
· удельный вес безработных, не работающих в течение более чем восьми месяцев;
· уровень предотвращенной безработицы, рассчитываемый как отношение количества сохраненных и созданных рабочих мест к экономически активному населению.
Кроме основных показателей, предлагаются и дополнительные: полнота сборов страховых взносов, своевременность представления в вышестоящий орган отчетов и других материалов информационного характера, отсутствие обоснованных жалоб.
Оценка деятельности региональных служб занятости по показателю « уровень безработицы» и ряду других применяемых на практике частных показателей ( содействие в трудоустройстве граждан, в том числе временном трудоустройстве, помощь в организации самозанятости и др. ) может создать ложное представление об эффективности механизмов регулирование рынка труда. Например, деятельность столичного Департамента труда и занятости население в 1995 - 1996 годах по предложенным показателям оценивается неудовлетворительно, хотя была замечена тенденция к снижению уровня безработицы. В Москве сложился уникальный, по сути, саморегулирующийся рынок труда. Следует отметить весомую роль в организации и регулировании регионального рынка труда службами занятости Удмуртской и Чувашской республик, Костромской, Ивановской, Владимирской, Кировской областей (см. таблицу ). И наоборот, при гораздо меньшей напряженности на рынке труда роль территориальных органов в его организации и регулировании была незначительной ( 2 группа субъектов РФ ).
Показатели эффективности деятельности региональных органов Федеральной службы занятости ( в % )
|
Субъек
ты РФ |
Основные показатели |
Справочно ( на конец года ) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1995г |
1996г |
1995г |
1996г |
1995г |
1996г |
1995г |
1996г |
Российская Федерация |
6,8 |
9,7 |
41,2 |
43,9 |
1,0 |
2,0 |
3,1 |
5,8 |
1 группа (с наилучшими показателями) | | | | | | | | |
Костромс-кая |
20,5 |
27,9 |
63,5 |
55,7 |
3,7 |
5,6 |
7,5 |
18,4 |
Ивановс-кая |
17,5 |
23,1 |
43,1 |
33,4 |
5,1 |
8,4 |
27,0 |
110,5 |
Удмуртс-кая |
15,4 |
22,6 |
50,8 |
53,6 |
2,7 |
4,6 |
11,7 |
21,4 |
Чувашская |
15,7 |
21,5 |
60,3 |
49,2 |
2,9 |
4,7 |
30,5 |
38,6 |
Владимирская |
11,9 |
19,8 |
50,7 |
50,0 |
3,0 |
5,7 |
9,5 |
18,1 |
Кировская |
11,7 |
19,8 |
43,6 |
48,8 |
2,6 |
5,6 |
10,3 |
18,9 |
Смоленс-кая |
10,2 |
15,5 |
56,4 |
65,7 |
0,2 |
0.3 |
1,3 |
1,3 |
2 группа (с наихудши-ми показателями ) | | | | | | | | |
Москва |
1,3 |
1,5 |
9,7 |
13,0 |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
Тюменская |
1,4 |
1,5 |
47,2 |
39,0 |
0,5 |
1,4 |
1,4 |
3,9 |
Рязанская |
2,8 |
3,6 |
29,4 |
28,9 |
0,7 |
1,0 |
3,6 |
5,4 |
Северная Осетия |
3,1 |
3,4 |
13,1 |
17,8 |
1,8 |
1,8 |
27,0 |
15,5 |
Кемеровс-кая |
3,0 |
3,4 |
22,2 |
37,0 |
0,5 |
0,9 |
1,8 |
1,6 |
Читинская |
3,8 |
3,9 |
50,2 |
54,9 |
0,3 |
0,7 |
1,1 |
3,8 |
Магаданс-кая |
5,7 |
6,0 |
25,7 |
18,6 |
1,2 |
2,2 |
3,5 |
6,1 |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|