|
Регистрация

Проблема социологии

Социологическая теория есть теория "социального мира", и социологическое познание есть институционализированное исследование. Подробно...

Суть социокультуры

Суть новой культуры вырастает из разрушения характерных для классического индустриального общества систем.
Подробно...

Социальная политика

Если верно утверждение, что политика выступает концентрированным выражением всех сторон жизни. Подробно...
Демократия в Греции, её два вида – Спарта и Афины.

Сама демократия, также как и понятие демократии зародилось в древнегреческих государствах. Почему государствах? Потому что Древняя Греция никогда не была единым государством, она представляла собой множество маленьких полисных государств, со своими видами правления, со своими принципами государственности. В принципе появлению множества полисов способствовали географические факторы Античной Греции. Греция - страна, иссеченная Балканскими горными хребтами, затрудняющими соединение разных частей государства. Что пресекало всякие возможности для политического объединения и определило отсутствие централизованного управления. Так что естественные условия предопределили возникновение и развития многочисленных, небольших изолированных друг от друга городов-государств – полисов. Полис представлял собой закрытое государство со своими священными для жителей формами политического устройства, традициями обычаями, правом. Древнегреческие полисы подарили миру множество разнообразных форм правления, включая тиранию, монархию, демократию, власть олигархии, аристократии.

Основные принципы демократии были сформированными известными древнегреческими мыслителями. "Отец истории" Геродот (484-425 гг. до н.э.) был родоначальником понятия "демократия" и выделял два основополагающих принципа афинской демократии: свободу слова и равенство всех граждан перед законом.

Фукидид (460-395 гг. до н.э.) передает известную "Речь на панихиде" афинского государственного деятеля Перикла, в которой тот отдает дань погибшим в первый год Пелопоннесской войны (между Афинами и Спартой) афинянам и говорит об особенностях афинской демократии:

" . Наша конституция называет наше государство демократией потому, что власть находится в руках народа, а не меньшинства. Когда речь идет о разрешении частных конфликтов, все равны перед законом; когда речь идет о том, чтобы возложить на кого-то большую меру ответственности перед обществом, для нас важна не принадлежность человека к определенному классу, а его реальные способности. И если человек способен служить государству, он не может быть лишен данной возможности по причине своей бедности . В нашей частной жизни мы свободны и терпимы, однако в общественных отношениях мы соблюдаем закон.

Мы добровольно подчиняемся тем, кого мы избрали в органы управления, а также строго следуем законам, особенно законам, защищающим права угнетенных, и тем неписаным законам, нарушать которые считается позором.

После работы мы наслаждаемся всеми видами отдыха, приносящими пользу нашему духу. Круглый год проводится множество различных состязаний и жертвоприношений; в наших домах царят красота и хороший вкус, которые ежедневно дарят нам радость и помогают забыть о проблемах.

Наша любовь к прекрасному не приводит нас к экстравагантности; а наша любовь к духовному не делает нас более податливыми. Мы считаем, что богатство должно использоваться разумно, а не служить объектом для бахвальства. В нашей стране каждого волнуют не только свои собственные проблемы, но и проблемы государства в целом: даже те, кто занят исключительно своими делами, прекрасно информированы в области политики - и в этом наша особенность, мы не считаем, что тот, кто не интересуется политикой, занят своими делами, мы считаем, что такому человеку здесь нечего делать ."

Платон (427-347 гг. до н.э.) выделял пять форм правления: аристократию (правление лучших, благородных); тимократию (правление честолюбивых); олигархию (правление немногочисленной группы сильных и имущих); тиранию (разновидность монархии) и демократию (результат мятежа бедняков, уничтожающих и изгоняющих богатых и знатных). В дальнейшем он свел типологию к двум формам: монархии и демократии. По его мнению, монархия опасна избытком власти, а демократия - избытком свободы, поэтому надо придерживаться середины между этими крайностями.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) выделял "правильные" и "неправильные" формы государственного устройства. К первым он относил царскую власть, аристократию и политию (смешанный государственный строй); а ко вторым - тиранию, олигархию и демократию (он ставил знак равенства между демократией и охлократией - "властью толпы"). Аристотель считал, что если большинство правит в интересах общей пользы, то это можно назвать политией. Аристотель разработал главные принципы правильного демократического правления: богатые и бедные участвуют в управлении на равных условиях; занятие должностей ограничено имущественным, хотя и невысоким цензом; к занятию должностей допускаются все граждане, за исключением тех, кто подвергся судебному преследованию или атимии (лишению гражданской чести); основой демократического правления является господство закона.

Перейти на страницу: 1 2

 
Европейский тип брачности
Изменения в семейно-брачных отношениях в Европе были вызваны и становлением здесь капиталистического способа производства.
 
Брак и семья у русских
В отличие от европейских стран ведущим типом брака у русских был виролокальный брак, т.е. проживание жены в семье мужа.
Рекомендуем к прочтению
Старение населения
Старение населения не есть что-то отличительное для нашей страны.
Детская смертность
Пугает статистика младенческой смертности в России. Этот показатель равен сегодня 18,6; т.е. 18-19 смертей возраста до одного года на 1000, родившихся живыми.
Причины межрегиональных контрастов
Мировая практика свидетельствует, что в зависимости от размеров душевого ВВП разные государства так или иначе обеспечивают поддержание минимальных денежных доходов и их определенное соотношение с доходами высокообеспеченных слоев.
Аборт - всегда аборт
О видах абортов написано немало, мы лишь кратко коснемся этой темы.