Цветовой гаммой обозначена степень влияния одного органа на другой, мы видим, что эфоры обладали наибольшим влиянием на все остальные органы, тогда как народное собрание могло повлиять только на архагетов, да и то не сильно. Наибольшее влияние на жизнь в Спарте оказывали именно эфоры, которые фактически и управляли страной.
Фактически Спарта являлась аристократической, а не народной республикой. Конечно, некоторое подобие демократии можно увидеть в народном собрании, но оно хоть и принимало решения, они могли быть отменены геруссией или эфорами. На народное собрание выносились только «нужные» вопросы. В Спарте не существовало четкого разделения властей: эфоры совмещали исполнительную, законодательную и судебную ветвь власти. Положение архагетов вообще было непонятным, с одной стороны они были царями, а с другой власть их была непрочной, она могла быть отменена геруссией или эфорами, архагетов могли судить на народном собрании, наконец, просто предать суду в результате гадания по звездам проводившегося раз в 8 лет.
Тем не менее, в демократии по - спартански были и свои плюсы, впервые появилась практика судить должностных лиц, снимать их с должности. Появились такие черты демократического государства как выборность чиновников, наличие контроля за ними, их отчетность перед теми, кто доверил им власть. В Спарте присутствовала система честного голосования, принятие важных решений не только богатыми, влиятельными людьми, но и простым народом. Об этом свидетельствует наличие народного собрания в Спарте, принцип выборности геронтов и эфоров. Ни один эфор не мог самостоятельно принять решение, для этого требовалось согласие большинства. Государственный строй Спарты можно сравнить с Новгородской республикой в России, с той лишь разницей, что спартанский строй существовал на 15 веков раньше. И я считаю, что это говорит о высоком уровне развития государственности в Древней Греции, по праву считающейся колыбелью демократии.
|