Афинская республика появилась примерно в одно и то же время со Спартанской. Но различия между ними были колоссальными. В Афинах не были так сильно развиты первобытнообщинные порядки, что обусловило создание новых органов власти взамен родоплеменных. В Афинах стремительно развивалась частная собственность, рыночная экономика, гражданская община, появилось демократическая система законодательства, государство стало правовым. Конечно, нельзя забывать, что афинский государственный строй также существовал при рабовладельческих отношениях, но именно в Афинах античная демократия достигает своей вершины.
Государственная власть в Афинах сформировалась в IV-V века до н.э. К этому времени старые родоплеменные органы власти, такие как Совет Архонтов, Ареопаг потеряли свое значение. Тогда как после реформ Солона и Перикла приобрели большое значение новые демократические органы власти – Совет Пятисот, Народное собрание (эклезия), Гелиэя. Они и стали основными органами власти в республике.
Главным органом в Афинах было народное собрание, причем характерно то, что главным оно было не только номинально, как в Спарте, но и обладало реальной властью. В народном собрании имели право участвовать все граждане Афин, достигшие 20 лет. Народное собрание собиралось 40 раз в год, но были также еще и чрезвычайные заседания. Теоретически на Народном Собрании мог выступать любой, практически же выступали обученные, хорошо владеющие словом ораторы. Правом каждого участника было снять с обсуждения законопроект, сославшись на его незаконность. Народное собрание решало вопросы войны и мира, производило проверку деятельности должностных лиц, издавало законы касающиеся внутренней политики. Но для решения даже самого важного вопроса требовалось присутствие всего шести тысяч человек, то есть пятой части всего населения Афин.
Для ведения текущих дел был учрежден Совет Пятисот, в который входило по пятьдесят представителей от каждой территориальной филы. Члены совета избирались на один год по жребию из граждан, достигших 30 лет. Совет занимался вопросами управления, дипломатическими отношениями, осуществлял надзор за финансами. В ведение Совета Пятисот находился контроль за арсеналами, доками, флотом, торговлей. Также Совет контролировал работу должностных лиц.
Важнейшей функцией Совета Пятисот было предварительное рассмотрение законопроектов выносящихся на обсуждение Народного собрания. Это позволяло Совету влиять на него, блокируя неугодные законопроекты. Но по окончанию срока службы каждый член Совета отчитывался перед Собранием, и мог быть предан суду, что позволяло в свою очередь Собранию влиять на Совет.
Совет был разделен на десять пританей, которые по очереди занимались текущими делами. Каждая притань состояла из 50 представителей одной территориальной филы.
В принципе Совет Пятисот представлял из себя гибрид правительства и верхней палаты парламента, говоря современным языком. Он совмещал в себе две ветви власти – исполнительную и законодательную, но в Древней Греции еще не знали понятия разделения властей и строили государство так, как им казалось наиболее рациональным.
Третьим основным органом власти была Гелиэя, представлявшая высшую судебную власть. Она состояла из пяти тысяч судей и тысячи запасных – по 60 представителей от каждой территориальной филы. Состояла из 10 коллегий. Занималась вопросами государственный преступлений, злоупотреблениями должностных лиц и была апелляционной инстанцией по делам других судов. Важным правом Гелиэи было ее право отменить законопроекты принятые Народным собранием, если они противоречили Афинским законам.
Таким образом в афинском законодательном процессе можно выделить пять стадий :
1. Внесение законопроекта на обсуждение любым участником Народного Собрания.
2. Обсуждение законопроекта на Народном Собрании и передача на предварительное рассмотрение Совета Пятисот.
3. Одобрение Совета и передача на утверждение Собранию.
|