Население России заплатило высокую социальную цену за политические и экономические преобразования, проведенные в стране в последнее десятилетие XX века. Резкое падение промышленного и сельскохозяйственного производства, развивающийся социальный и нравственный кризис отразились на жизни большинства семей, катастрофически упали их реальные доходы и уровень потребления, реформа ценообразования уничтожила трудовые сбережения. Значительно увеличились масштабы преступности, стремительно, подобно эпидемии, распространились наркомания, проституция, беспризорность детей и другие социальные аномалии. [15с.6]
Распад СССР, смена общественно – экономического строя откинули и социальные достижения предшествующей эпохи. Российское государство оказалось в жестких рамках переходного периода. Бедственное состояние страны потребовало формирования новой модели социального обслуживания.
Отправной точкой стал Указ президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 года»
Экономические преобразования 1990-х годов прямо отразились на социальной инфраструктуре города. Работающие в сфере образования, медицины, культуры в числе первых ощутили все трудности переходного периода. Скудный муниципальный и федеральный бюджеты не позволяли вовремя выплатить и без того мизерные зарплаты. Многие оставляли свою профессию и уходили в другие отрасли. В школах, больницах резко обострилась проблема кадров, хотя число молодых людей, получивших в Вузах города дипломы учителя или врача, не уменьшилось. Но малая доля из них трудоустраивались в учреждениях образования и здравоохранения.
С 2000 года появилась новая, набирающая силы, тенденция: сокращение количества учащихся в школах города, что связано с низкой рождаемостью в 1990-е годы.
Претерпела изменения сеть дошкольных учреждений Новосибирска. Ежегодно прекращали работу от 10 до 15 детских садов и яслей.
Практически каждого новосибирца затронули изменения в сфере медобслуживания. В 1991 году имелось 36 больниц, из них 16 общего профиля, 8 детских, 2 скорой медицинской помощи, 7 специализированных. В 2001 году работали 28 стационаров, в том числе 12 общего типа, 5 детских, 2 скорой медицинской помощи, 9 специализированных. Вместе с тем открылись новые поликлиники, посещаемость которых растет.[15, с.16]
Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.
Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации.
Дети, оставшиеся без попечения родителей – дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.[16, с.53]
|