Отсюда также вытекают два вывода:
1. истина может быть найдена лишь в чувственном опыте, и потому она имеет временный и относительный характер.
2. добро коренится в чувственных, эмпирических, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение, счастье, полезность), и поэтому моральные принципы гибки, относительны и зависят от обстоятельств.
Промежуточная, идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность материальна, и сверхъестественна; потребности и цели людей и телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшения самого себя, так и трансформации окружения. Короче, «признавая идеальный мир высшим, она не объявляет чувственный мир простой иллюзией или негативной ценностью; напротив, поскольку чувства находятся в гармонии с идеальным, они обладают позитивной ценностью».
На основе этой типологии Сорокин осуществляет периодизацию исторического процесса. Принципом периодизации является смена доминирующих типов культурного менталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур.
Периодизация по Сорокину:
Греция, 8-6 в. до н.э. - умозрительная;
Греция, 5 в. до н.э.- идеалистическая;
Рим, 4 в. до н.э. - чувственная;
Европа, 4-6 в.н.э. - идеалистическая;
Европа, 6-12 в.н.э. - умозрительная;
Европа, 12-14 в.н.э. - идеалистическая;
Европа, с 14 в.н.э.- по настоящее время – чувственная.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|