Процессы реформирования сферы занятости в пост советской истории прошли три этапа.
Первый этап 1991-1993 года – период основных институциональных преобразований полной свободы экономической деятельности, бурного развития нового частного сектора. В это время радикальных изменений в области занятости не наблюдалось. основной приток занятых пришелся на вновь созданные предприятия торговли и общественного питания, а так же банки и компании финансово-кредитной сферы. Однако на рост занятости в новых отраслях негативно влияли низкие темпы реструктуризации предприятий материального производства и как следствие - слабый приток работников. Хотя численность занятых в промышленности уменьшилась за данный период примерно на 7%,нужно иметь в виду, что многие предприятия советской экономики характеризовались наличием избыточных работников. Другой важный фактор –это значительное(на 12% )сокращение занятости женщин, что обусловило общее отрицательную динамику занятости, в тоже время занятость мужчин увеличилась на 5% и впервые за многие годы превысило соответствующий показатель для женщин. Численность занятых в экономике в целом уменьшилась в 1991-1993 годах примерно на 4%. На рубеже 1992-1993 годов стало ясно, что дальнейшее развитее рыночных отношений в России не возможно без приватизации крупных и средних промышленных предприятий. К сожалению, отечественный опыт приватизации во многом оказался неудачным, и изменениям в сфере занятости способствовали не только сами процессы приватизации, сколько вызванные ими углубления спада производства и сокращении реальных душевых доходов населения.
Все же второй этап реформирования сферы занятости 1993-1995 года- можно условно считать периодом приватизации. В это время директора предприятий даже стали воспринимать политику занятости как самостоятельную проблему, имеющую право на существование. Второй этап реформирования сферы занятости был более противоречивым.
Во-первых, в этот период начались массовые сокращения занятых;
во-вторых, усилилось дифференциация уровней заработной платы в зависимости от должностных позиций и профессий внутри предприятий;
в-третьих, на предприятиях постепенно сложились различные подходы к регулированию занятости: накопление или высвобождение избыточной рабочей силы, изменения соотношений постоянный и переменной составляющей заработной платы, использование сокращенных графиков работы, а также временных форм занятости;
в-четвертых, уже появились признаки углубления социально-экономического кризиса переходной экономики России.
Третий этап реформирования сферы занятости 1996-1998 года- характеризуется усилением кризисных тенденций в экономике и социальной сфере, под влиянием которых развитие сферы занятости приобрело во многом уродливые черты, формальные явления переплелись с неформальными, стали стираться границы между формальной и неформальной занятостью, между занятостью и безработицей, получили широкое распространение латентные формы занятости и безработицы, а также доходная теневая деятельность. Одновременно складывались новые формы функционирования предприятий. Это- переориентация на производство более конкурентно способной продукции, поиск новых партнеров, изменения во взаимоотношениях администрации и персонала, изыскание путей финансирования нововведений и т. п., что дало импульс к сдвигам и в сфере занятости. За годы реформ более высокими темпами, чем в промышленности и строительстве, занятость сокращалась только в сфере науки и научного обслуживания. Это объясняется как спецификой данной сферы, эффективность которой не может быть прямо оценена в терминах текущего платежеспособного спроса, так и высокой мобильностью научных кадров, которые сначала рыночных преобразований стали быстро переходить в более доходные секторы экономической деятельности. Преобладающая часть работающего населения России по-прежнему сосредоточено на крупных и средних предприятиях. Вместе с тем из года в год наблюдается устойчивая тенденция к абсолютному и относительному сокращению занятости на этих предприятиях. |
1991 |
1997 |
Изменение
% |
Всего: |
73848 |
64639 |
-13 |
промышленность |
22407 |
14893 |
-34 |
Сельское хозяйство |
9970 |
8594 |
-11 |
Лесное хозяйство |
------- |
240 |
------- |
строительство |
8488 |
5654 |
-33 |
транспорт |
4876 |
4275 |
-12 |
связь |
874 |
845 |
-3 |
Торговля и общественное питание, снабжение |
5626 |
8705 |
+55 |
Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания |
3159 |
3356 |
+6 |
здравоохранение |
4305 |
4412 |
+3 |
Образование, культура, искусство |
7273 |
7144 |
-2 |
Наука и научное обслуживание |
2763 |
1431 |
-48 |
Финансово-кредитная сфера и страхование |
439 |
778 |
+77 |
Органы управления |
1722 |
2549 |
+50 |
|