Экологисты наиболее близкие к академическим кругам строят свою научную модель взаимодействия общества и природной среды основанную на объективных закономерностях. Включая во взаимозависимые связи экосистемы и человеческие сообщества экологисты видят назначение социальной системы в том что она должна обеспечивать оптимальное функционирование экосистемы и предотвращать нарушения экологических процессов. Если требования среды к обществу так же обязательны как и требования общества к среде то динамическое равновесие экосистемы представляется основным из этих требований. Экологическая ориентация соединяя черты биоцентризма с консервационалистским рационализмом представляла образец биоцентризма научно-экологического в отличие от "трансцендентального " в сочетаниии с реформизмом скорее консультативного плана нежели административного.
Созданное в 1915 году Американское экологическое общество имело целью прежде всего изучение закономерностей раразвития экосистемы в ее широком понимании ( включая человеческие сообщества ) и распространение этих знаний. Среди представителей экологизма –Дж. П. Марш Э. Ист Э. Росс и др. Экологисты предложили в целом три основные социально-экологические идеи сохранившие и до сих пор значение в инвайронменталистском теоретизировании. Идея “экосистемного холизма “ выражена А. Леопольдом:”Разумно то что стремится к сохранению целостности стабильности совершенства биологического общества. Неразумно все то что стремится к обратному” . Отсюда следует непреходящее значение “кульминационного” состояния экосистемы состояния динамического равновесия как наиболее оптимального результата эволюционного развития нарушение которого может иметь следствием лишь деградацию экосистемы.
Однако холизм экологистов не следует приравнивать к мистификации целостности биоцентристами поскольку это холизм опосредованый: критерий разумности сформулированный . А. Леопольдом относится не к каждому отдельному действию и его результатам и не к каждому отдельному объекту этого действия ( как у биоцентристов ) а к типу действий “ правилу ” практике в целом ее тенденции и к виду популяции.
“ Новая инвайронментальная парадигма “
в социологии
Наступление”века инвайронментализма” датируется как правило началом 70-х годов когда со всей очевидностью проявились последствия экологического кризиса на Западе прежде всего в виде "энергетических" затруднений 1973 года . Деградация окружающей среды достигает таких размеров что экологическое "консервационистское" и прогрессистское движение перерастает в " радикально-инвайронментальное" ставящее под сомнение общепринятые постулаты о преимуществах технического прогресса. «Это такое же зло как и благо "- резюмирует выражая общий пафос инвайронменталистов Л.Милбрет.
В 70-е годы в США резко возрастает численность природоохранных организаций : к 1985 году их насчитывалось около 250 новых инвайронментальных организаций. В конце 60-х-70-е годы с концепциями " антироста " выступили К.Боулдинг Э.Майнш Э.Шумахер. Оппоненты "ростомании" находят единомышленников не только среди биоцентристов и экологистов но и среди так называемых инвайронментальных экономистов.
В результате "драматического пересмотра отношения к экспоненциальному росту" к состоянию окружающей среды и его социальным последствиям были достигнуты первые победы инвайронменталистов : в 1969 году был принят законопроект о национальной природоохранной политике -NEPA в 1970 году 1 апреля объявлен днем защиты Земли участие в котором президент Р.Никсон назвал " здоровым" мероприятием и " высшим проявлением национального патриотизма".
С середины 70-х годов создаются секции инвайронментальной социологии : в 1976 году секция Американской социологической ассоциации в 1977 году на сессии АСА обсуждалась тема "Социальные корни инвайронментализма"; еще раньше подобные секции были созданы в Обществе по изучению социальных проблем и в Обществе сельской социологии. С 1978 года возрастает количество публикаций в американских социологических журналах посвященных инвайронментализму. У.Кэттон и Р.Дэнлэп обобщая накопленный инвайронментализмом за последние десятилетия теоретический опыт провозглашают " новую инвайронментальную парадигму " в социологии закономерность проявления которой обусловлена " изменением социальной реальности " .
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|