Истолкование секуляризации как процесса трансформации религии имеет ряд причин. Во-первых, это получившие широкое распространение в кругах западной молодежи в 70-80-е годы новые религиозные культы, большая часть из которых представляет собой пеструю смесь восточных верований с элементами христианства и других вероучений. Во-вторых, среди социологов США в тот же период получает распространение концепция "гражданской религии" (автором ее явился Р. Белла), под которой понимался своеобразный синтез официальной идеологии и морали с ценностями христианской религии.
Однако подобная оценка процесса секуляризации не может не вызвать возражений. Обратим внимание на то, что концепция религиозной трансформации распространяется в тот период, когда в политике я общественной жизни стран Запада нарастают неоконсервативные тенденции, сторонники которых настаивают на возрождении в обществе традиционных ценностей, в том числе и авторитета религии. Кроме того, почти все сторонники указанной концепции являются или верующими людьми или. по меньшей мере, симпатизируют религии. Поэтому концепция религиозной трансформации несет на себе печать субъективности я пристрастности. Вместе с тем следует подчеркнуть, что секуляризация, ослабление роли традиционной религии в жизни общества отнюдь не ведут к автоматическому исчезновению религиозных чувств у людей, которые могут реализоваться в самых различных формах.
В заключении раздела несколько слов о судьбе религии в нашей стране и актуальных проблемах эмпирических исследований в отечественной социологии религии. На протяжении многих десятилетий после победы Октябрьской революции партия большевиков проводила политику массовой атеизации населения под лозунгом "религия ¾ опиум для народа". Многие церкви были либо закрыты, либо разрушены, либо превращены в складские помещения. В период культа Сталина многие священнослужители были репрессированы, деятельность официально разрешенных церковных приходов находилась под неусыпным взором партийных властей и КГБ. В глазах общественного мнения верующий человек представлялся неполноценной личностью. Разрушение религии не могло не привести к громадным потерям в области культуры и нравственности. Особенно сильно пострадала нравственность народа: рост преступности, бытовое пьянство, повсеместная грубость и хамство -эти и многие Другие негативные черты, присущие моральной атмосфере нашего общества, в значительной мере возникли в условиях религиозного вакуума, отсутствия у большей часта населения религиозной веры и религиозных традиций, посредством которых поддерживалось моральное здоровье нации.
Несмотря на все гонения и преследования доля верующих в СССР в середине 80-х годов составляла примерно около одной трети населения. Понятие верующего используется здесь в самом широком смысле слова: к ним относятся люди, проявляющие в той или иной форме интерес к религиозным идеям и ценностям. Если применить более строгие критерии оценки, такие, как, например, регулярное посещение церкви, то доля верующих значительно сократится ¾ до 10-15% населения. СССР являлся не только многонациональным государством, но и поликонфессиональным образованием.
|