коммуникативная среда.
Признаком, способствующим порождению агрессивной среды, становится автономное существование различных коммуникативных центров. Распад единой иерархической коммуникации, свойственной советскому периоду, создал социальные группы с автономным коммуникативным поведением. Например, партия и парламент как институции такого автономного поведения вступают в конфликт с президентскими центрами в республиках СНГ, которые требуют приоритетности именно своего типа информации.
Наиболее распространенной и исследованной является дихотомия устной /письменной
коммуникации. Они различимы:
· по своему словарю (абстрактные – конкретные, длинные – короткие слова),
· по своему синтаксису (длинные – короткие предложения)
Письменная коммуникация не включает в фиксацию такие явления, как хезитация
(выражение сомнения), что иногда фиксируется как: «э-э-э» и т.д. Отсюда следует, что письменная коммуникация отнюдь не является простой фиксацией устной, поскольку она выбирает из нее исключительно характеристики, способствующие усилению авторитетности своего слова.
У П.Ершова
встречается интересное разграничение коммуникативного поведения слабого и сильного участков коммуникации. Поэтому можно выделить еще и дихотомию сильного/слабого участков коммуникации. Обмен информации он трактует как сферу борьбы. Сопротивляясь, партнер всегда дает информацию в возражениях, в бессловесной реакции или даже в отсутствии какой бы то ни было реакции. Всякое сопротивление партнера говорит о том, что полученная информация оказалась недостаточно эффективна. Тогда, чтобы продолжать борьбу, нужно опять выдать информацию – более значительную, чем выданная ранее, чтобы добыть в обмен информацию о том, что выданная достигла цели.
П.Ершов придает большее значение именно сильному противнику, именно сильной позиции. Скрыто или обнаженно, речь наступающего всегда клонится к добыванию информации. Но в наступлении сложном, хладнокровном (например, в лекции, в докладе, в речи на собрании) добывание бывает скрыто, а выдача лежит на поверхности.
Все же следует возразить, что здесь процесс добывания информации несколько «притянут за уши». Он вторичен, хотя бы потому, что монологический текст требует контроля только невербальной коммуникации (чтобы слушали, не шумели и т.д.).
В случае явной враждебной борьбы выданная информация становится оружием. Враг предпочитает не выдавать, а добывать информацию, а поскольку ему приходится выдавать – он выдает ту, которая неприятна партнеру. При этом умный и расчетливый враг учитывает действительные интересы противника и выдает информацию о том, сто существенно им противоречит, не растрачиваясь на мелочи, которые могут, раздражая партнера. Активизировать его.
Друг свободно обменивается информацией, но он избегает выдавать подобные деморализующие сведения. Друг скрывает подобные сведения, оберегая партнера. Дружественность связана с разговорчивостью, даже болтливостью. Это бесконтрольная выдача информации, результатом которой как раз и является болтливость.
Слабый партнер также многословен, тогда как сильный - скуп на слова. Слабый, чтобы противодействовать сильному, вынужден информировать партнера о сложной и трудной ситуации, которая вынуждает его бороться – настаивать на своем. Хотя в наступлении слабому нужно добыть информацию, практически его слабость обнаруживается в том, что он обильно выдает ее. Слабый может выдавать информацию, надеясь заинтересовать сильного.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|