Скупость на слова, по мнению П.Ершова, является демонстрацией силы. Он также выделяет типы профессии, занятые по преимуществу выдачей информации (педагоги, воспитатели, библиотекари), и те, кто чаще добывает ее (всякого рода администраторы).
Сильный/слабый говорящий может быть дополнен активным/пассивным
1хбет рабочее зеркало на сегодня 1xbet 1xbet зеркало. слушающим. По активности/пассивности потребления информации Ю.Лотман
различал высокое/фольклорное искусство. П.Флоренский
видел активное поведение слушателя в поэзии и в музыке. «Поэт дает формулу некоторого пространства и предлагает слушателю или читателю по его указанию самому представить конкретные образы, которыми данное пространство должно быть пронизано». Музыка, в свою очередь, требует еще большей активности.
Театр
, по его мнению, в наименьшей степени допускают многообразие в восприятии. С одной стороны, актеры, будучи связанными с пространством повседневной жизни, слабо допускают перенос в иное пространство. С другой, для зрителя на сцене присутствует только его точка зрения, он не может уже смотреть на происходящее глазами какого-то действующего лица. Особую сложность для театра представляют видения, явления, призраки. «Пространства их подчинены совсем особым законам и не допускают координации с образами пространства повседневного2.
Эти ограничения, по мнению С.Эйзенштейна, в то же время могут преодолеваться в кино. Здесь тоже есть возможность совмещения нескольких точек зрения.
Предложенные дихотомии в сумме выглядят следующим образом:
· вербальная/визуальная;
· коммуникативная/метакоммуникативная;
· иерархическая/демократическая;
· агрессивная/благоприятная;
· устная/письменная4
· сильный/слабый;
· активный/пассивный.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|